Перед Новым годом обычно принято делать прогнозы: что будет, чем дело кончится, чем сердце успокоится... Я же хочу обратить ваше внимание на то, что меня обеспокоило в прошедшем году. Я не имею в виду предстоящую вакцинацию от коронавируса. Надеюсь, что она поможет остановить эту страшную болезнь. Меня насторожило другое.
Китайский лидер Си Цзиньпин на саммите G20 предложил создать международный механизм взаимно признаваемых «кодов здоровья». Мол, это поможет в контроле и борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции. В Китае система «кодов здоровья» действует с весны. Каждый город создаёт свою собственную систему в соцсети WeChat или в Alipay, местные жители и гости обязаны зарегистрироваться в системе и показывать «код здоровья» того города, где находятся. Код собирает данные о здоровье человека и о том, где он был и находится. Оранжевый и красный запрещает передвижение. Зайти в любое здание, в транспорт, на мероприятие, в общественные места можно, только если ваш «код здоровья» зелёный.
Это предложение китайского лидера у руководителей государств особого возражения не вызвало. А вот академик РАН, депутат Госдумы Геннадий Онищенко увидел в нём опасность. По его словам, сама система, которую предлагает внедрить лидер Поднебесной, предполагает сбор биологических данных о человеке. А ведь именно это является важнейшей компонентой биологической безопасности страны.
В связи с пандемией в мире вновь заговорили о чипировании. Чипирование пытаются представить людям под видом технического прорыва, направленного на благо человека, заботы о его здоровье. Но вакцинация и чипирование суть разное. Изобретатель-миллиардер Илон Маск в ходе трансляции на YouTube рассказал, что наличие у человека чипа будет незаметным для окружающих. Использовать его можно будет для лечения неврологических заболеваний и даже депрессии. Также он отметил, что в компании Neuralink, которая занимается разработкой чипов, хотят сделать операции по вживлению имплантов полностью автоматизированными, а значит, более дешёвыми и доступными.
Но только ли о здоровье идёт речь? А, может быть, ещё и о контроле над человеком?
На этот чип (электронное микроустройство) можно записать всю информацию о человеке (паспортные данные, справки, медицинские свидетельства) и принадлежащих ему финансовых средствах. Он станет его допуском ко всем жизненным удобствам. Только так можно будет купить что-то или продать, оплатить лечение и другие услуги, поехать за границу и т. д. А отказавшиеся от чипизации таких привилегий будут лишены. Уже сегодня, делая покупку по интернету, мы «добровольно» отдаём свои персональные данные, иначе нам не продадут продукт.
Каждый из нас оставляет за собой огромный цифровой след: поисковые запросы в интернете, работа с файлами, документами, общение в мессенджерах и соцсетях, личные беседы на форумах, в тематических группах, поездки в машине по навигатору и т. д. Важно отметить, что цифровой след есть не только у человека – он может легко быть подсчитан для целого государства, любой компании, предприятия и т. д. При этом не обязательно постоянно следить за каждым конкретным человеком в ручном режиме – информация обо всех собирается автоматически. И это делают все крупные IT-компании – та же операционная система Windows 10 копии всех ваших вордовских файлов отправляет в Microsoft. А специалисты многие ваши поступки, слова и решения в рамках цифрового следа могут прогнозировать с большой вероятностью.
Один из ведущих экспертов в области современных технологий, участник международного проекта Bionic man Евгений Черешнев, наш соотечественник, провёл двухлетний эксперимент: вживил себе чип. Он поделился личным опытом на форуме инноваций Vestifinance. Как считает Черешнев, наши персональные данные – полный аналог «цифрового ДНК». И если этой информации много, она отображается в динамике, о нас можно очень много чего сказать.
У писателя Оруэлла есть знаковая фраза: «Кто контролирует прошлое, контролирует будущее». Представьте себе на секунду, что наше прошлое хорошо известно, и знающий его прямо сейчас может контролировать наше будущее. Уже сейчас есть компании, которые знают о нас больше, чем мы и наши родственники, вместе взятые. Они могут эту информацию использовать в своих интересах…
Кто-то скажет: нам нечего скрывать, ничего противоправного мы не совершаем, да и кому я нужен? Зачем сеять панику?
Паниковать не надо. Однако есть о чём задуматься. Мы понимаем, что данные нельзя отдавать всем: оставив кредитную карту и персональные данные на каком-то мелком сайте, вы можете легко потерять всё.
Крупные компании, зная предпочтения сотен миллионов, легко манипулируют спросом и предложением. Предлагается не то, что полезно слушать и читать, смотреть и приобретать, а то, что можно быстро и выгодно продать. Найти слова и видеоряд, которые подействуют на конкретного человека, очень легко, как говорится, это «чистая математика», и он сделает то, что нужно бизнесмену.
А теперь представьте, что вы можете получить данные о большинстве жителей отдельной страны: что они покупают, чем живут, куда ездят, каково их здоровье, что читают и смотрят, о чём переписываются, как откликаются на те или иные события. Это стратегическая информация, которую легко использовать для подрыва государственности.
За последние годы индустрия искусственного интеллекта и машинного обучения занимает всё больше места в нашей жизни, и мы уже не удивляемся тому, что обычный радар на дороге выписывает больше штрафов, чем самый крутой полицейский. 2020 год впервые открыто показал эффективность IT-технологий против личности. Президентские выборы в США, волнения в Белоруссии – яркий тому пример.
Хотим мы этого или нет, но идёт всемирный процесс построения новой «электронной», или «цифровой», цивилизации – единого наднационального глобального информационного сетевого общества. О его создании заключены международные соглашения на самом высоком политическом уровне.
Технологический прогресс по-новому ставит вопрос о правах человека. Но для нас, православных, как говорил Святейший Патриарх Алексий II, ясно одно: науку и технологии нельзя отделить от нравственной оценки их устремлений и их плодов...
С Новолетием!
Александр Николаевич КРУТОВ, "Русский Дом", №12, 2020 г.