Ответы протоиерея Александра ШАРГУНОВА

 

 

Что означают заповеди блаженства?

 

Все знают, каких степеней достигает сегодня разрушение семьи.  Понятно, почему Церковь столь ревностно стоит за сохранение семьи и свидетельствует о её святости. Но объясните мне, пожалуйста, такое противоречие. Разве Христос с такой очевидностью говорит, что семья свята? Более того, в Его словах о семье можно услышать некий гнев, как бы желание разрушить её: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк. 14, 26). Или ещё: «Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку – домашние его» (Мф. 10, 35–36).
Е.А. Корнилов, г. Москва

Да, семья – это Божие установление. Она свята. Но при условии, что она – во Христе Боге. И Бог стоит в ней на первом месте. То, насколько Он присутствует в семье, определяется её святость и подлинность.

Что такое святая семья? Само выражение «Святое Семейство» появилось только после Рождества Спасителя. Ваш вопрос напоминает евангельское повествование о том, как во время беседы Господа с народом в доме Ему сообщают, что Его Матерь и близкие Его по плоти желают видеть Его. Господь отвечает: «Матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» (Лк. 11, 27). Не родство Божией Матери с Господом Иисусом Христом по плоти, как бы ни было оно непостижимо велико, а Её смиренное пребывание в Боге – большее, чем у кого бы то ни было из людей и ангелов (херувимов и серафимов), – имеет значение прежде всего.

В Своём первом общественном явлении в возрасте всего лишь двенадцати лет Христос открывает Своим родителям суть Своего служения. Тон Его может показаться резким. Он обращается к ним с упрёком. Как если бы они могли и должны были догадываться, где Он находился. И тому, кто считается Его отцом, говорит о другом Отце, Которому Он возвращает Свою сыновнюю любовь. В другой раз некая женщина возвышает голос в толпе: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» И снова Христос вносит поправку: «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк. 11, 28). На Кресте Он даёт Своей Матери, к Которой, как мы читаем в Евангелии, Он обращался всегда «Жено», своего ученика Иоанна. Этого ученика, которого Она не родила, Он делает Её сыном. В этом суть и тайна родства во Христе.

Что Христос имеет в виду, говоря: «Враги человеку домашние его»? Хочет ли разрушить семью? Ничто не даёт основания так полагать. Очевидно, Он направляет нашу мысль к тайне нового родства, безконечно превосходящего родство по плоти. Если бы Он был противником кровных уз, Он не употреблял бы слов, говорящих об отцовстве и материнстве, о сыновьях, о братьях и сестрах. Ибо эти именования сами собой исходят из Его уст, когда Он хочет описать или предписать учение о самой чистой любви.

Следует отметить здесь одну особенную, очень важную черту Евангелия. Христос никогда не говорил «братья Мои», имея в виду Своих братьев по плоти, которые могли следовать за Ним, ни «Матерь Моя» – о Пречистой Деве Марии, ни «отец Мой» – о праведном Иосифе. Он даже отказывался от Своей принадлежности к роду Давидову. Отец, к Которому Он обращается, – Бог, и это в безмерном значении «Авва, Отче», всё превосходящем.

В Евангелии сказано: «Много званых, но мало избранных». Очевидно, благодать Божия особым образом присутствует в рождении таких избранников. Тем более – в Божией Матери. Она с самого Своего рождения получила такую особенную благодать от Бога, что, как мне кажется, совершенно отделена от нас. Ей были неизвестны наши искушения, наши испытания. Преподобный Силуан Афонский говорит о Божией Матери, что Она даже в мыслях своих ни разу не согрешила. И вот мне приходит в голову такая мысль. Может быть, Она даже не имела нужды в спасении Крестом Христовым?
Л.И. Черных, г. Ярославль

Божия Матерь спасена Христом – более чем кто-либо. В Книге Деяний святых апостолов мы видим Её молящуюся вместе со всеми в первой Иерусалимской общине. Она – в Церкви, вместе со всеми спасёнными смертью и воскресением Христовым и принявшими через Него от Отца Духа Святого.

В роде Адамовом Божия Матерь едина со всеми другими людьми, нуждающимися в спасении. Она – первая из искуплённых Господом, и Церковь с благоговением созерцает в Ней самый прекрасный и самый совершенный плод искупления. Исключительные дары, которые Она имеет с самого рождения, определяются Её будущим Богоматеринством, исходят от Креста Христова, где Она будет стоять, соумирая в сердце со Своим Божественным Сыном. Ибо «кого Бог предузнал, того предопределил». Ничто не сокрыто от Господа нашего, и прежде чем мы были сотканы во чреве материнском, Он видел все вхождения и исхождения наши. Все люди предопределены ко спасению, потому что ради всех воплотился и распялся Христос. Но от нашего личного произволения зависит мера принятия нами Божия дара или отвержение его.

Разумеется, Та, Которая должна была стать Матерью Спасителя, была спасена, исполнена благодати с исключительной полнотой. Но святость Божией Матери – и для нас дар Божественной любви. Для Божией Матери, как и для нас, это благодать единения со Христом, послушания Христу, приобщения Его Сыновней любви к Небесному Отцу. Для Божией Матери, как и для нас, это жизнь, питаемая и направляемая Духом Святым, Которым излилась в сердца наши любовь Божия (Рим. 5, 5), и мы можем произносить молитву Господню «Отче наш», хотя никто, кроме Христа, не мог взывать: «Авва, Отче!»

Для Божией Матери, как и для нас, надлежало дать свободный ответ тому, что предлагает Господь, и всей жизнью засвидетельствовать верность этому дару. Святость Божией Матери – чистейшая икона благодати, которую Бог уготовал для всех людей, совершенный образ святости, к которой призваны и мы. Чем больше открывается нам святость Божией Матери, тем больше мы постигаем дар земной жизни и благодать нашего крещения. Банею нового рождения от воды и Духа Бог облагодатствовал нас и дал нам узнать Свою любовь. Духом Святым Бог соделал нас Своими возлюбленными чадами во Христе Иисусе. Но Бог требует от нас также веры Своему слову и жизни, согласной с волей Божией, под водительством Духа Святого.

Мы начинаем понимать теперь, почему апостол говорит о нашем призвании словами, которые в полноте исполнились в Божией Матери: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа... в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Своем Возлюбленном Сыне» (Еф. 1, 3–6). Освящая Пречистую Деву с самого Её рождения благодатью, Бог уготовлял Её к пришествию Своего Сына «нас ради человек и нашего ради спасения». Сегодня в Церкви и в каждом из нас продолжается пришествие Спасителя среди людей. И каждому из нас предстоит встреча с Господом в час нашей смерти и во Втором Его Пришествии.

Жить подлинной человеческой жизнью – значит приобщаться той любви к Богу, которую Пречистая Дева явила от Своего Рождества до Благовещения и с которой Она ожидала рождения Сына Божия. Вместе с Нею, Её молитвами за нас, грешных, идти навстречу идущему к нам Христу.

Мы помним из Евангелия ответ Господа вопрошающему, что надо делать, чтобы войти в жизнь вечную. Речь идёт об известных заповедях Божиих: «не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; люби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 19, 18–19). А что же тогда означают заповеди блаженства, которые Господь даёт в Нагорной проповеди?
Н.Е. Голубева, г. Пенза

Что означают для нас эти заповеди? Не заключена ли в них новая духовная программа спасения, пастырская стратегия Господа? А другие услышат в них учение, обращённое к каждому из них, новое Десятисловие, заповеди, устанавливающие ещё более возвышенный нравственный порядок: «Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» (Мф. 19, 16). Эти ожидания и эти вопрошания – законны. Но если внимательнее прислушаться к тому, что говорит Господь, можно воспринять их иначе. Стать нищим духом, плакать, испытывать алкание и жажду, быть оскорбляемым и гонимым не есть в собственном смысле заповеди совершенства. Потому что на самом деле здесь Господь ничего не заповедует. Он делает другое. Он называет блаженными всех восходящих к Богу, во Святое Святых, крестным путём, обозначая особенности этого восхождения – то, чем определяется блаженство.

Обратим внимание, что заповеди блаженства открывают нашу Евхаристию – то благодарение, которое мы приносим в молитвах Господу. И без которого не может совершиться чудо освящения. Оказывается, не всегда нужно что-то просить у Господа. Иногда достаточно принести Ему заранее благодарение, как если бы просимое уже было получено. «Имейте веру Божию, – говорит Господь. – Ибо истинно говорю, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, – будет ему, что ни скажет. Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, – и будет вам» (Мк. 11, 23–24). Точно так же здесь Господь не предлагает новые заповеди. Но скорее возвещает, что существуют некоторые благоприятные для спасения обстоятельства. Они заранее содержат в себе, в своей прозрачной глубине, блаженство, которое будет дано проходящим через них. Большая часть этих обстоятельств не зависит от нас. Не в нашей власти их изменить. Как, на каком основании можем мы, например, вызвать гонения на Церковь? Может быть, нам следует начать вести себя намеренно вызывающе, чтобы у нас появилось больше ненавистников и врагов? Разумеется, не этого ждёт от нас Господь. Напротив, то, что обещано нам, неотменимо ничем. Всё, о чем говорит Господь, неизбежно придёт к нам, как только мы начнём восходить к истинной жизни – учиться быть подлинными учениками Христовыми. Сам Господь обещает нам это, но как дар. И нам надо будет однажды научиться плакать, претерпевать нужду, быть напоенными клеветами, каждый день нести свой крест вслед за Господом. Именно из-за этого мы будем подвергаться нападкам совне. Если мы будем принимать их с благодарением Богу, внутри нас будет как бы сама собой рождаться радость. И иногда нам будет дано предощутить, что означает блаженство, о котором говорит Господь.

Только так можем мы постепенно становиться нищими духом, освобождаясь от всего, что мешает нам совершать восхождение, не имея никакого желания, кроме правды и святости Божией. Мало-помалу мы будем обретать простоту и чистоту, уподобляясь детям, которым непреложно обещано Царство Небесное. Научаясь у Господа кротости, миру и любви, даже по отношению к тем, кто гонит нас. Приобщаясь крестной молитве Господа и заступничеству Божией Матери за всех людей. «Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех». Это радость Господа, Божией Матери, всех святых и всех, кто прошёл вслед за ними этим путём. Она присутствует во всех молитвах Церкви и во всех испытаниях, принятых ради Господа, со смирением и благодарностью Ему.