Владимир Соколовский - Русский поэт итальянского пейзажа

 

 

8 ноября 1830 года, 190 лет назад,ушёл из жизни Сильвестр Феодосиевич ШЕДРИН 

 

На рубеже ХVIII–ХIХ веков жанр пейзажа не был в почёте. Предпочтение отдавалось портрету и историческим картинам. Высоко также ценились произведения на религиозные и мифологические сюжеты. Однако в начале ХIХ века этот жанр был поднят на должную высоту. Видное место в плеяде выдающихся пейзажистов начала ХIХ столетия принадлежит русскому художнику Сильвестру Щедрину.

Сильвестр Феодосиевич Щедрин родился 13 февраля в 1791 года в Санкт-Петербурге. Его отец Феодосий Фёдорович Щедрин был известным скульптором и ректором Российской Академии художеств, а дядя Семён Фёдорович Щедрин художником-пейзажистом. Направленность дарования юного Сильвестра Щедрина проявилась рано. Когда в 7-летнем возрасте дядя водил его по залам Эрмитажа, мальчик как заворожённый смотрел на ведуты Каналетто. В девять лет Щедрин был принят в Воспитательное училище при Академии художеств, в 13 лет – в ландшафтный класс Академии.

В 1811 году Щедрин окончил Академию с Большой золотой медалью и с отметкой об отличном поведении, что давало ему право на пенсионерскую поездку в Италию. Однако поездку пришлось отложить из-за разразившейся в 1812 году Отечественной войны. И художник смог отправиться в Италию только в 1818 году. 

В Риме его особое внимание привлекли руины античных сооружений. В 1819 году была создана его картина «Колизей», где под сводами римского амфитеатра проходит длинная процессия монахов в капюшонах – как бы символ встречи и взаимопроникновения античной и христианской культур. Картина выдержана в тёплой коричнево-желтой красочной гамме. Позднее Щедрин отказался от этого характерного для классицизма колорита в пользу более естественных голубых, зелёных и нежно-розовых тонов.

Пребывание в Риме было ознаменовано подлинным прорывом в творчестве художника. В 1825 году был написан пейзаж «Новый Рим. Замок св. Ангела». Художник исполнил не менее восьми вариантов картины – при различном освещении и в разное время суток – как бы предвосхищая творчество импрессионистов. Щедрин одним из первых в европейском искусстве стал работать на пленэре. Его пейзажи наполнены светом и воздухом, проникнуты трепетным поэтическим чувством. В них люди перестают быть схематичными фигурками для оживления ландшафта, а становятся подлинными героями пейзажа, живущими полнокровной жизнью в единстве с природой.

В картине «Озеро Альбано близ Рима» (1825) на переднем плане изображены две девочки, а также монах и маленький мальчик с осликом, искусно вписанные в окружающий пейзаж. А искрящаяся голубизна воды и пляшущие солнечные зайчики, пробивающиеся сквозь нежную зелёную листву, заставляют всю картину чудесно сверкать, как самоцвет.

Среди всех итальянских городов Щедрину особенно полюбился Неаполь. Вот как поэтично описывает Щедрин вид из окна неаполитанской квартиры: «Итак, я снова живу на набережной Санта Лючия. Вид из окошка имею прелестнейший, Везувий, как говорится, на блюдечке, море, горы, живописно расположенные строения, безпрестанное движение народа, гуляющего и трудящего, всё сие показалось мне лучшим местом для пейзажиста».

В Неаполе Щедрин свёл знакомство с художниками О.А. Кипренским и К.П. Брюлловым, написавшим его известный портрет, а также с поэтом К.Н. Батюшковым, на квартире которого он жил. Щедрин также охотно общался с простыми итальянцами, многие из которых становились героями его произведений. Он всегда был готов прийти к ним на помощь, делился последним, так что его почитали в Италии чуть ли не святым. 

Впрочем, несмотря на свою коммуникабельность, Щедрин так никогда и не женился, считая, что семейные хлопоты будут отвлекать от его главного жизненного призвания.

Последние годы жизни Щедрина были омрачены тяжёлой болезнью. В поздних пейзажах, главным образом ночных видах Неаполя, усиливаются драматичные, даже тревожные нотки, как, например, в картине «Неаполь в лунную ночь» (1829), где вступают в напряжённый диалог два источника света – трепещущее пламя костра на берегу и холодное сияние выглядывающей из-за туч луны.

Щедрин всем сердцем рвался в Россию, но из-за состояния здоровья вернуться на Родину никак не мог. Родион Щедрин скончался в Сорренто близ Неаполя 8 ноября 1830 года. Пришедший к нему исповедовать и причастить русский священник отец Николай так описал последние мгновения жизни художника. Когда о. Николай обратился к Щедрину, тот ему сразу не ответил, затем, взглянув на него, произнёс прерывающимся голосом: «Всё кончено!» Священник предложил умирающему слова утешения и всё то, что даёт религия в этом горестном случае. Наконец Щедрин, обратив глаза к небу и держа его за руку, тихо скончался.

Щедрин был похоронен в церкви святого Викентия в Сорренто. На могиле художника установлен памятник, автором которого является друг его жизни, скульп-тор С.И. Гальберг.

 Щедрина не было непосредственных учеников, но было много последователей. Так, морские виды Щедрина оказали влияние на И.К. Айвазовского, который вспоминал, что в молодости, «живя в Сорренто, принялся писать вид его с натуры, с того же самого пункта, с которого в былые годы писал Щедрин». Без Щедрина и достижения А.К. Саврасова, Ф.А. Васильева, И.И. Левитана и других русских мастеров реалистического пейзажа последующих поколений были бы просто немыслимы.

Владимир Дмитриевич СОКОЛОВСКИЙ