Евгений Голоднов - Воевала в мотострелковом, снималась с Орловой…

Старожил Орехово-Зуева, офицер медицинской службы Любовь Васильевна Каштанова (1921–2012 гг.), по данным архива Минобороны, воевала в составе первого мотострелкового полка Отдельной мотострелковой бригады особого назначения ВВ НКВД, а также – 298 стрелкового полка 4 стрелковой дивизии ВВ НКВД.

 

В молодости активно занималась спортом, в 1947 году снялась в эпизодах в известной музыкальной комедии «Весна» с Любовью Орловой. На кинопробах стройную, спортивную и обаятельную девушку, похожую на Орлову, главный режиссёр Григорий Васильевич Александров утвердил без лишних вопросов. В ту пору Каштановой было 26 лет. Съёмки фильма велись в Москве и в Чехословакии. В этой кинокартине, помимо нашей землячки, снимались и другие участники Великой Отечественной войны…

В 1938 году после окончания десяти классов средней школы № 3 г. Орехово-Зуево девушка поступила в Московский медицинский институт. Но затем передумала и перевелась в Государственный ордена Ленина институт физической культуры имени Сталина.

«22 июня 1941 года – вспоминала Любовь Васильевна – я сдала на “отлично” гигиену, это было на берегу Истры, мы там находились в спортивных студенческих лагерях. И вот смотрим: к нам бегут наши девушки-однокурсницы – киевлянки Вера и Надя – и обе плачут навзрыд. А они такие всегда были весёлые девушки-хохотушки, и вдруг такое! Мы все в недоумении: что случилось? Оказалось, во время бомбёжки Киева фашистами у одной погиб отец, у другой – брат…»

В двенадцать часов 22 июня Каштанова с однокурсниками слушала выступление Молотова о внезапном нападении фашистов. Решение всем курсом приняли одно: немедленно отправляться в ЦК ВЛКСМ, потом в военный комиссариат и – на фронт. Третьекурсники к тому времени уже успешно окончили годичные медицинские курсы в институте имени Склифосовского, и им было присвоено офицерское воинское звание младший лейтенант и специальность – военфельдшер.

Война для 20-летней Любови Каштановой началась 16 июля 1941 года. Её зачислили в Отдельную мотострелковую бригаду особого назначения войск НКВД под командованием комбрига Павла Михайловича Богданова (1901–1973 гг.). Она воевала в полку, где были испанцы, китайцы, японцы. Полком командовал Вячеслав Васильевич Гриднев (1898–1991 гг.). Он занимался организацией и формированием отрядов особого назначения, которые действовали в тылу немецких войск на временно оккупированной противником территории.

По воспоминаниям Л.В. Каштановой, к ним в подразделение приезжала легендарный деятель испанского и международного коммунистического движения Долорес Ибаррури, она выступала перед личным составом бригады. Это происходило в подмосковных Мытищах. Единственный сын Долорес – Рубен, 21-летний гвардии капитан Красной армии, героически погиб в битве под Сталинградом осенью 1942 года, посмертно награждён орденом Красного Знамени.

Ветеран Л.В. Каштанова не раз рассказывала молодым ребятам, как в годы войны она с однополчанами постоянно занималась боевой подготовкой. Изучала немецкое оружие, минно-подрывное дело, радиодело, тактику действий небольшими группами, разведку, стреляла из личного оружия, ходила по азимуту днём и ночью, прыгала с парашютом, участвовала в ночных учениях, маршбросках с полной выкладкой. Лейтенанта медицинской службы обучали, как преодолевать водные преграды и как подрывать боевую технику врага. Занятия в поле проводились, как правило, при любой погоде. Бойцам Отдельной мотострелковой бригады особого назначения прививались необходимые командирские качества и близкие к фронтовым условиям навыки. Большое внимание уделялось политической подготовке личного состава. Каждый из воинов подразделения стремился только к одному – сделать всё для Победы. 

Когда врагу до столицы оставалось менее тридцати километров, личный состав бригады привезли в столицу на Казанский вокзал. Бойцов расположили в Доме Советов. Там молодые сестрички несли службу наравне с мужчинами. Дежурили, ходили в госпитали помогать перевязывать раненых, ночью патрулировали улицы, следили за соблюдением светомаскировки.

7 ноября 1941 года, когда проходил легендарный парад войск Красной армии, Любовь Каштанова с другими девушками стояла на дежурстве около ГУМа, они стали как бы соучастниками парада. В её цепкой памяти остались навсегда: обильный пушистый снег и – тишина… В те минуты над небом Москвы не пролетел ни один фашистский самолёт, так тщательно и бдительно охранялся главный город Родины.

Но вскоре полк, где воевала Каштанова, убыл на Калининский фронт. Двигались по Ленинградскому шоссе. Около Солнечногорска их начали бомбить, а потом поливать пулемётным огнём фашистские самолёты. Это был, по воспоминанию ветерана, настоящий ад. Многие из однополчан Каштановой были ранены, и их пришлось срочно отправлять в полевые госпитали. Был убит военный комиссар полка А.А. Максимов – капитан госбезопасности, грамотный и уважаемый человек.

Только проследовали город Клин, как около деревни Ямуга наших бойцов обстреляли дальнобойные пушки. Затем, как вороньё, снова налетела вражеская авиация, а невдалеке, слева от дороги, бойцы увидели движущиеся на них фашистские танки.

Завязался бой. Неприятель занял близлежащую густую рощу, пытаясь пробиться дальше, но войска РККА их сдерживали, стараясь вернуть утраченные накануне позиции. Часть лейтенанта Л. Каштановой заняла выгодные рубежи, оказала помощь оборонявшимся советским войскам.

В эти минуты Любови Васильевне надо было всюду поспевать. «Потерпи, солдатик, потерпи» – ловкие движения тонких девчоночьих рук, и вот уже повязка наложена. Теперь остаётся перекатить раненого на плащ-палатку и скорее, под градом пуль и осколков мин, снарядов, тянуть к землянке санчасти, изо всех сил напрягаясь, упираясь руками, ногами, и даже через «не могу».

Люба впервые ощутила страх смерти, когда пули свистели на сантиметр выше затылка, когда не хватало больше сил и воздуха в лёгких. Видимо, в то время её выследил фашистский снайпер. Девушка решила затаиться и не двигаться. 

Казалось, полежала она недолго на мёрзлой земле, но этого хватило, чтобы сильно обморозить ноги. Теперь и её саму пришлось спасать. Врачи настаивали на ампутации ног. Но Люба умоляла сделать всё, чтобы сохранить ей ноги. И, о чудо! Военные хирурги применили новейшую методику лечения, и болезнь постепенно отступила. 

Младший лейтенант Любовь Каштанова догнала своих. Потом пришлось отступать через Яхрому, Дмитров до канала Москва – Волга. Но отступая, её часть минировала выгодные для противника участки местности, дороги, устраивала фашистам ловушки.

Легче стало, когда в декабре 1941-го советские войска перешли в контрнаступление. Подразделение Каштановой перебросили под Тулу, затем – под Воронеж.

И тут она заболела сыпным тифом. Три месяца лечилась в Москве. После выздоровления успела побывать в краткосрочном отпуске в родном Орехово-Зуеве. Любовь Васильевна рассказывала: когда она пришла домой, её не узнала родная мама, так подкосила девушку коварная болезнь. Отпуск пролетел быстро, и она убыла в Краснодарский край. А потом судьба бросала Любовь Каштанову в Крым, на Кавказ и в Прибалтику… Там уже была другая война, другие сложности и опасности, другие удачи. Но печаль, горе и человеческие слёзы преследовали и после окончания войны. 

Медперсонал в этих непростых условиях очень много работал. Втройне было обидно, что после Победы, чаще ночью, а то из-за угла, от рук предателей и изменников Родины гибли наши бойцы и командиры. Борьба с бандитизмом, с «лесными братьями» и другой нечистью – это была особая борьба, требующая выдержки, смелости, героизма, крепких нервов и умения работать с людьми.

В боевой характеристике, выданной Л.В. Каштановой начальником медицинской службы, есть такие слова: «…за время работы показала себя исполнительной, аккуратной, честной, болеющей за порученное дело. Участвовала во всех боевых операциях части и проявила себя смелой, инициативной и отважной в бою. Пользуется заслуженным авторитетом среди командования и личного состава части. Требовательна к себе и подчинённым. Работала членом бюро комсомольской организации части. Образцово поставила медицинский учёт и отчётность…»

После увольнения, вернувшись домой, девушка устроилась на работу в Орехово-Зуевское городское медучилище. Сначала преподавателем, а позже стала руководителем по физическому воспитанию молодёжи. Окончила заочно институт. Стала добрым другом и учителем для многих юношей и девушек. Вырастила и воспитала сына Владимира, с мужем Николаем Кирилловичем жила в большой дружбе и полном взаимопонимании.

Л.В. Каштанова удостоена медалей «За оборону Москвы», «За победу над Германией», ордена Отечественной войны II степени.

После Победы преподавала в местном медицинском училище и Орехово-Зуевском педагогическом вузе (ныне – Государственный гуманитарно-технологический университет), состояла членом Президиума городского и областного советов ДСО «Спартак».

Фронтовик Каштанова дожила до глубокой старости. На девятом десятке лет она с удовольствием откликалась на приглашения выступить в школах, библиотеках, учреждениях культуры, много интересного успела рассказать землякам.

Любовь Васильевна Каштанова ушла из жизни в марте 2012 года, на 92-м году жизни. Светлая память!

Евгений Яковлевич Голоднов, 
краевед