Протоиерей Виктор Иванов - Иногда полезнее уступить

Несколько слов для тех, кто всё-таки дошёл до порога ЗАГСа и сумел воплотить должную норму обычного общества: гражданин и гражданка своего государства поставили государственную печать в государственном документе, таким образом заключив гражданский брак, распрощавшись с таким понятием, как сожительство. Да! Он и она стали мужем и женой! 

Официально, для всех и без стеснения. Всё законно. И даже если в дальнейшем по каким-либо причинам не состоится венчание, брак действителен и законен, в том числе и в глазах Православной Церкви.

И, кажется, можно расслабиться – создана семья, а дальше всё как по маслу… Во всяком случае так мы видели в фильмах и сказках – «жили они долго и счастливо и умерли в один день». Но современные реалии диктуют другой расклад.

Сегодня, чтобы сохранить семью, именно сохранить, необходимо вести огромную и сложную брань за семью в целом и за каждого её члена в отдельности. Мир, «лежащий во зле», в нынешнее время ведёт войну на уничтожение не только семьи, не только понятия о семье, но и о всяком упоминании о ней. В ход идёт всё, что только можно: протаскивание антисемейных законов, пропаганда абортов, извращений (ЛГБТ), педофилии, инцеста, свободных отношений под видом «гражданского брака» (а в реальности блудного сожительства), брачных контрактов, ювенальной юстиции, телефонов доверия, стукачества (ой, доносительства), пропаганда желаний, а не обязанностей у детей и многое другое.

Усугубляется положение отсутствием опытных советчиков, даже в лице своих родителей, потому что большинство родителей не имеет своего положительного опыта сохранения семьи – измены, неполные семьи, зачатие и рождение вне брака – они сами не сумели создать крепкие семьи.

Чтобы грамотно вести войну и выйти из неё победителем, необходимо наличие составляющих знаний, сил и средств.

Итак, семья. Что и как в ней должно быть?
Строгая иерархия: Бог, муж, жена, дети. И никак по-другому. И никаких «я сама всё знаю», «всё лучшее детям» и прочее.

Муж берёт себе в жёны девушку, а это значит, что он берёт ответственность за неё на всю жизнь. Он обязан не только «любить» её в виде ублажения некоторых капризов, он должен хранить и беречь её и физически, и морально, и духовно.

Муж в семье, после Бога, главный – он священник, предстоятель перед Богом, молитвенник, ходатай за всю свою семью.

Муж учитель – он не должен, а обязан учить и жену, и детей, прежде всего своим примером. Кстати, жена мужа не имеет права учить, а муж обязан. Жена обязана детей учить, а мужу она может посоветовать и походатайствовать – в семье должен быть только один начальник, с него и спрос. А когда много начальников, и спросить не у кого.

Далее, муж в семье кормилец. Это его прямая обязанность обеспечить семью пропитанием и проживанием, а если есть необходимость, должен подрабатывать.

И наконец, муж – воин, защитник семьи и, если нужно, он должен не только в драку лезть за семью, но и умереть за неё.

Жена. Она выполняет «обязанности диакона», т. е. помощника священника, в данном случае – помощница мужа. И как диакон не лезет на место священника и не исполняет его обязанностей, так же поступать должна и жена по отношению к своему мужу. У каждого своё служение, и оно высоко перед Богом и благодатно. Невеста выходит замуж, вот за мужем и должна стоять, как хрупкий сосуд, спрятанный за гранитной стеной, как надёжная боевая подруга, прикрывающая тыл своего любимого мужа, ведущего битву по фронту.

А дети? А дети – это тот Божий народ, который Господь даёт нам на время, чтобы отец и мать вложили всю свою любовь, опыт и веру в юные сердца и воспитали их любящими своего Творца. Интересный момент: в зачатии ребёнка участвуют трое: отец с матерью зачинают тело, а душу даёт Бог.

Но при всём этом ребёнок не должен находиться на первом месте – сначала отец, потом мать и только потом дети, по старшинству. И чем больше детей, тем легче их воспитывать и более человечными они вырастают (конечно же, при правильном воспитании).

Муж и жена должны понять, что самое крепкое единение во Христе. Воля супруга и воля супруги должны соединиться с волей Христовой. Они должны стать одним целым: и телом, и душой, и духом. Он и она должны соединиться единым Духом Святым.

Кстати, в Таинстве Венчания на главы брачующихся надеваются венцы, и это не только «царские» венцы, но и «мученические», и чашу, символизирующую горечи и радости семейной жизни, жених с невестой испивают трижды, в честь Святой Троицы. Как сказал в своё время апостол Павел, «жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена» (1 Кор. 7, 4), т. е. он и она принадлежат не себе, а друг другу. Вот в этом и есть служение семейное, нося немощи друг друга, становиться ближе друг к другу, постепенно добиваясь целостного единения.

Семья – это не радужные шарики. Чтобы стать нормальной семьёй, нужно вместе (мужу и жене) пройти через горнило испытаний.

Семья – это поле боя за общее спасение. А с поля боя убегать негоже. Так что мужу с женой не ныть, не жалеть себя надо, а выстраивать отношения друг с другом и с Богом и вести к Нему своих детей, данных Творцом.

Протоиерей Виктор Иванов