Николай Сычёв - За господство на Чёрном море

 

1 июля 1770 года, 250 лет назад, русский флот разгромил турок в Чесменской битве

 

 

На протяжении всего XVIII века Российская империя боролась за выход к морю. Столетием ранее Смутное время лишило нашу страну статуса морской державы. Конечно, не стоит забывать об Архангельске и об английских купцах, охотно отправлявшихся на Русский Север за пушниной и другими его богатствами. Однако торговля по северному морскому пути была в то время предприятием рискованным, что не позволяло ей достичь должного размаха. Нашему государству был жизненно необходим выход к более тёплым морям – Балтийскому, Азовскому и Чёрному. Наиболее логичным и осуществимым вариантом виделось достижение выхода к Азовскому и Чёрному морям, где единственным соперником было дряхлеющее Крымское ханство.

Разумеется, у него был могущественный покровитель – Османская империя. Однако в 1683 году турки потерпели сокрушительное поражение под Веной, что стало началом их постепенного вытеснения с европейского континента, и в тот момент они вряд ли могли оказать существенную помощь своему крымскому вассалу. К тому же в 1680-х гг. Россия стала участником «антитурецкой лиги», объединившей в себе ряд крупных европейских держав. Так в истории появились т. н. Крымские походы 1686–1689 гг., которые не достигли своей конечной цели, унесли несколько тысяч русских солдат и пробили значительную брешь в казне. Следующей попыткой пробиться к Азовскому морю стали походы Петра I на крепость Азов в 1695–96 гг. Их результат можно признать удачным – крепость была захвачена, и Россия владела ей вплоть до 1711 года. 

Однако Пётр не стал развивать успех, а предпочёл переориентироваться на Балтику, и Российская империя до поры до времени оставила попытки достичь выхода к Чёрному морю.

Настоящая активизация внешней политики на Черноморском направлении произошла в царствование императрицы Екатерины II. К тому времени Россия стала одной из пяти великих европейских держав, которые вершили судьбы всего мира. По мере усиления России и ослабления Османского государства отношения между этими странами неуклонно обострялись, в 1768 году это привело к началу полномасштабной войны. У России по понятным причинам не было кораблей в Чёрном море, поэтому из Балтийского моря в Средиземное были направлены две эскадры – адмирала Г. Спиридова и контр-адмирала Д. Эльфинстона. Объединёнными силами командовал граф А. Орлов.

В конце июня 1770 года русские эскадры в составе 9 линейных кораблей, 3 фрегатов и 18 прочих судов с общим вооружением в 740 орудий обнаружили турецкий флот на рейде Чесменской бухты. Под командованием Ибрагима Хусамеддина-паши находилось 16 линейных кораблей, 6 фрегатов и 50 вспомогательных судов с общим вооружением в 1430 орудий. Турки имели почти двукратное превосходство в силе. Невзирая на это обстоятельство, адмирал Спиридов, заметив слишком тесное построение турецких кораблей, решил нанести удар по центру первой линии противника. 

Флотоводец отошёл от привычных канонов ведения морского боя и сделал ставку на быстроту и внезапность сближения с противником. Эта тактика принесла русской эскадре успех: турецкий флот был вынужден отойти в Чесменскую бухту.

25 июня (6 июля) собрался военный совет под председательством А. Орлова. Совместно со Спиридовым граф принял смелое решение – под покровом ночи скрытно отправить к турецкой эскадре отряд брандеров (малые суда, начинённые порохом, для подрыва вражеских кораблей. – Прим. авт.), чтобы сжечь турецкий флот. 

В ночь на 26 июня (7 июля) русская эскадра приступила к осуществлению плана. В результате массированной стрельбы удалось взорвать турецкий корабль, горящие обломки которого зажгли другие корабли. Тем временем в бухту заходили четыре брандера, но лишь один из них выполнил поставленную задачу – под огнём противника он подошёл к 84-пушечному линейному кораблю и поджёг его. Судно взорвалось, огненная стихия охватила всю Чесменскую бухту – турецкие корабли зажигались, как спички, и взлетали на воздух. Всего в этом огне сгорели 15 линейных кораблей, 6 фрегатов и свыше 40 вспомогательных судов. Турецкая эскадра фактически перестала существовать. Русский флот в кораблях потерь не имел, погибло лишь 11 человек против 11 тысяч турок.
Императрица щедро наградила всех отличившихся в этом бою: адмирал Спиридов получил орден Св. Андрея Первозванного, командор Грейг был пожалован орденом Св. Георгия 2-й степени, а граф Алексей Орлов был удостоен почётной прибавки к фамилии – Чесменский и пожалован орденом Св. Георгия 1-й степени.

Чесменское сражение имело ключевое значение в последующем течении войны, так как турецкий флот получил настолько мощный удар, что более не предпринимал никаких активных действий, сосредоточившись на обороне проливов Босфор и Дарданеллы. Одержав ряд блестящих побед на суше, Россия довела войну до логичного конца – в 1774 году был подписан Кючук-Кайнарджийский мирный договор. Наше государство сделало первый значительный шаг в деле достижения выхода к Чёрному морю и освоения черноморского побережья.

Николай СЫЧЁВ