Елена Студнева - Песнь князю земли Русской

 


17 июля – день памяти Святого благоверного князя Андрея Боголюбского

 

Боголюбская обитель (женский православный монастырь под Владимиром), которая была создана при великом князе Андрее Боголюбском в XII веке, обрела красочное оформление часовни и арки, воздвигнутых в память о невинно убиенном князе. Долгое время, особенно в богоборческие времена советского периода, монастырь лежал в руинах. И часовня, и арка находились в состоянии, лишь обозначавшем место убиения благоверного православного князя Андрея, сына Юрия Долгорукого. 

В России существует Фонд имени Андрея Боголюбского, основали который православные предприниматели с благословения духовника обители в Боголюбове о. Петра (Кучера). Именно они познакомились с художником и керамистом Вадимом Сташкевичем у известного общественного деятеля, народного артиста России, учредителя и вдохновителя православного кинематографического международного форума «Золотой Витязь» Николая Петровича Бурляева. Их доверительные отношения дали импульс новым замыслам в творчестве Вадима Сташкевича. Фонд Андрея Боголюбского всячески содействовал продвижению художественных достижений мастера. В частности, в Московской городской думе была представлена широкая экспозиция творчества Вадима Сташкевича, которую по достоинству смогли оценить многочисленные экскурсанты, гости и депутаты Московского Заксобрания. 

При поддержке Фонда им. Андрея Боголюбского в архитектурном ансамбле Боголюбского монастыря была перестроена часовня, возведённая на месте гибели князя Андрея. Фонд дал возможность реализовать убранство часовни росписью на стенах и изразцами, изготовленными из фарфора.

 Вот как об этом рассказывает президент фонда Ольга Тюрина: «Изучая историко-архивные документы, мы узнали, что ранее на месте гибели благоверного князя была возведена деревянная часовня. Она простояла вплоть до 1908 года. Вскоре на том же месте была построена каменная часовня. Финансы на её поддержание дали высокие представители царской династии Романовых – дети великого князя Константина Николаевича (сына Николая I) и его супруги Александры Иосифовны – Ольга Константиновна, Королева Эллинов, и её родной брат Константин Константинович Романов, известный в русской литературе как поэт, подписывавший свои произведения литерами КР.

Что касается часовни, которая находится в архитектурном ансамбле монастыря сегодня, то у неё своя непростая история. По словам Ольги Тюриной, от той часовни, которая была построена на месте деревянной, осталась лишь одна каменная стена и угол. По этой исторической стене, чудом уцелевшей после разрушения каменной часовни начала XX века, о. Пётр (Кучер) с сёстрами монастыря и восстановил нынешнюю современную часовню.

Процесс этот был долговременным, многоплановым – от бюрократических процедур до финансовых проблем. 

«Когда в 2013 году родилась идея украсить часовню керамическими изразцами, возникло много вопросов, – рассказывает Ольга Алексеевна. – Мы пережили столько искушений по этому поводу, в общей сложности прошло пять лет. За это время сёстры монастыря вместе со своим духовником о. Петром перестроили купол часовни, а фонд оказал помощь в её украшении изразцами по внешней стороне и херувимами в интерьере. Как мы поняли, князь Андрей смирял нас и лишь по каким-то своим, неведомым нам планам дал до конца осуществить замысел убранства часовни». 

И вот пришёл мастер, наш современник – русский художник и керамист Вадим Сташкевич, взявшийся украсить этот исторически и ментально значимый фрагмент архитектурного ансамбля монастыря росписью и изразцами в духе времени благоверного князя Андрея Боголюбского. Погружаясь в истоки XII века Руси, терзаемой княжескими распрями, мы можем зримо представить всю красоту и величие русской природы, полноводных рек Клязьмы, Судогды и Нерли с живописными берегами, восходами и закатами, рощами, птицами, наполнявшими раздолье русских лесов и равнин. Всё это привнёс в изразцы и фрески Вадим Сташкевич, приобщивший к этой красоте и свою девятилетнюю дочь Ясну. По благословению митрополита Владимирского и Суздальского Евлогия приступил мастер к столь важным и нужным работам во славу Православия, во славу памяти русского князя Андрея, который всеми силами желал укрепления Руси, объединения русских княжеств в один нерушимый и крепкий кулак, называемый государство.

Побывав сегодня в Боголюбской обители под Владимиром, где был невинно убиен великий князь Андрей Боголюбский, можно воочию убедиться в красоте, созданной мастером и его дочерью. Несколько лет назад, когда только зародился замысел украсить изразцами часовню и арку, духовник Боголюбской обители о. Пётр (Кучер) одобрил решение Вадима на этот труд во славу Божию. Необходимо было получить благословение владыки Евлогия (Смирнова). И это вскоре случилось. Прошло почти четыре года, и вот наконец весной 2019 года начались подготовительные работы, а в июне к керамическим птицам на изразцах присоединились живые голуби, ласточки, воробьи из владимирских предместий, воспевая славу и доблесть великого князя Андрея. 

Стоит напомнить, что князь Андрей Юрьевич Боголюбский (годы жизни: около 1111 – 29 июня 1174) был сыном Московского князя Юрия Владимировича Долгорукого и половецкой княжны, дочери хана Аепы (Осеневича) и внучки хана Осеня. В годы правления князя Андрея Владимиро-Суздальское княжество достигло такого могущества, что впоследствии стало ядром российского государства. Именно поэтому князя Андрея Боголюбского называют первым некоронованным русским царём – столь велики его вклад, значение и роль в строительстве Русского государства. Князь Андрей был поборником Православия.

 По его инициативе и при его содействии на Руси были учреждены православные праздники Всемилостивому Спасу (1 августа) и Покрова Пресвятой Богородицы (1 октября по Юлианскому календарю). Жемчужина русского каменного зодчества, входящая в сокровищницу мировой культуры – церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли, – до сих пор украшает берега раздольной реки. Её воздвигли мастера по инициативе князя Андрея в память о погибшем в бою сыне Изяславе. 

  Князь Андрей, как невинно убиенный, был канонизирован в 1702 году Русской Православной Церковью в лике Благоверного. Его святые мощи находятся в Успенском соборе Владимира, а день поминовения – 17 июля. Из «Православной энциклопедии» 2001 года издания узнаём, что князь Андрей Боголюбский был особенно почитаем царём Иваном Васильевичем IV (Грозным). При подготовке к Казанскому походу в 1548–1552 гг. царь Иван IV неоднократно посещал Владимир и указал ежегодно поминать погребённых в Успенском соборе города князей (Андрея Боголюбского и Александра Невского) и иерархов. Дважды в год царь повелел служить панихиды по князю Андрею – в день его убиения (29 июня) и в день памяти его небесного покровителя – Андрея Первозванного (13 декабря). Именно при Иване Грозном состоялось переосмысление роли Андрея Боголюбского в русской истории, который, как сказано, «стоял у корня российского самодержавия». Князь Андрей был основателем Великого Владимирского княжества, предшествовавшего Русскому царству.

Вернёмся к творчеству Вадима Сташкевича. Замысел украсить часовню и арку в Боголюбовской обители в соответствии с канонами русского зодчества XII в. зародился у Вадима за несколько лет до его воплощения. Восхищённый шедеврами архитектурных ансамблей Успенского и Димитриевского соборов во Владимире, Вадим Сташкевич хотел создать нечто подобное, достойное современников-мастеров XII в. Посетив Боголюбский монастырь, загорелся желанием возвеличить память о благоверном князе Андрее украшением арки и часовни, поставленных на месте гибели князя от рук заговорщиков-убийц. «Когда входишь в часовню, ощущаешь кожей и духом тягчайшее состояние, как будто злодеяние свершилось недавно, – говорит Вадим. – Мне виделось, что место, обагрённое кровью святого князя, должно соответствовать светлой памяти о нём. Пусть это место стерегут благодушные львы на белоснежных изразцах, а поверху часовни поют изразцовые птицы». 

Вадим «вписал» в стены молельни специально созданные им изразцы, а его девятилетняя дочь Ясна выполняла роспись орнамента на стенах. Вот так, как вы можете видеть на этих фотографиях. В свои летние каникулы Ясна трудилась на послушании в монастыре с радостью и вдохновением. 

В русской традиции – ставить арки в честь победы на поле брани, в честь героев и великих деятелей истории и культуры. Арка всегда была символом солнца, несущим радость тепла и света. С таким чувством и приступали к своей работе отец и дочь Сташкевичи, украшая архитектурный ансамбль в честь солнцеликого князя Андрея. Получилась нарядная белоснежная часовня, украшенная рушниками, на которых рельефно выступают древа жизни, крылатые грифоны, сладкоголосые птицы, узоры, символизирующие вспаханную землю и лозу всепобеждающей жизни. Каждый фрагмент орнамента – это символ, заключающий в себе глубокий смысл. Эти смыслы легко читались нашими далёкими предками при мгновенном взгляде на стены храмов и часовен. В большинстве своём современники утратили этот навык-привилегию, однако не все и не совсем. А учиться и вспоминать никогда не поздно. 

Расшифровывать росписи – всё равно что читать книгу о своей земле, о своих истоках. Теперь, когда паломники входят в часовню, украшенную в память о благоверном князе Андрее, сердце успокаивается, утешается красотой, которая величает имя его, так преданно служившего Родине. Приходит понимание того, что историческая повесть не должна быть оборванной струной: ей надлежит восстановленной нитью памяти вязать свои образы для нас, кому в духовное наследство досталась богатая история героев и подвигов во славу земли Русской.

Елена Студнева