Сергей Николаев - Они видят сердцем

Эта фраза нам, здоровым, кажется труднопостижимой: «Инвалид счастлив не когда просит подачки, а когда начинает приносить пользу окружающим». Книгу «Смотри шире» Ирине Анисимовой подарил её автор Олег Колпащиков. Олегу чуть за 40 лет. В 21 он ослеп: в лихие 90-е в окно спортзала, где он занимался с друзьями, кинули гранату. Олег был ближе всех к взрыву…

Майя

– Самое обидное, что всё равно придётся жить хорошо. У нас нет выбора. Либо мы живём хорошо, либо мы на конкретной помойке. Я не больной – я просто не вижу.

Колпащиков научился (именно научился!) быть счастливым. И учит этому других незрячих. Возглавляет в Екатеринбурге социальный проект «Белая трость». Организовал другой – «Паруса духа». И под парусами яхт отправляет в кругосветные плавания людей с ограниченными физическими, но неограниченными духовными возможностями.

– Это парадоксально, но я – зрячая, вполне благополучная, угадавшая свою профессию женщина, учусь оптимизму у своих учеников. И у таких исполинов духа, как Олег Колпащиков, – говорит Ирина.
Ирина Яковлевна Анисимова учит играть на фортепиано незрячих и слабовидящих детей в одной из лучших музыкальных школ Екатеринбурга ЕДМШ № 12 имени С.С. Прокофьева. Это школа категории «премиум». Базовая площадка городского абонемента «Открой для себя мир искусства».

Всё началось без малого десять лет назад, когда Ирине звонила подруга с просьбой послушать способную девочку Майю. Майя, уточнила подруга, не видит от рождения. Занимается музыкой с домашним педагогом. Ни в одну музыкальную школу города Майю не берут: мы, говорят, таких не учим… 
Но и в Ирининой школе не было незрячих учеников. Спасибо директору школы, заслуженному работнику культуры РФ Александру Михайлову, рискнувшего взять Майю.  

– Поначалу было трудно в общении, – рассказывает Ирина. – Показывая пассаж, я всё время говорила Майе: «Смотри!». Но вспомнив, что Майя не может видеть моих рук, понимая, что поступила некрасиво, я проклинала себя. Майя, «прочитав» моё смущение, выручила: «Ирина Яковлевна, я вчера такой интересный фильм смотрела…».

Теперь с такими учениками я общаюсь «без страховки». Между нами нет барьера страха или отчаяния. За инструментом я требую с незрячих учеников такого же результата, как и с остальных. Скажу больше. Незрячие дети чувствуют музыку, слышат её намного лучше, чем мы. Их глаза – это их руки. У большинства таких детей – абсолютный музыкальный слух. 

Чтобы лучше понять учениц, Ирина стала играть с закрытыми глазами и нашла, что это очень полезно для любого музыканта.

На городском фестивале «Музыкальный калейдоскоп» для одарённых детей Майя Пуресева завоевала вторую премию. Это была первая в Екатеринбурге незрячая девочка, добившаяся таких результатов в соревновании с обычными детьми! 
– Музыкальная школа стала моим первым шагом в большую жизнь. Благодаря музыке, сцене, педагогам, одноклассникам я почувствовала себя «человеком высшего сорта», – говорит Майя.  

Сейчас Майе 26 лет. После окончания музыкальной школы она (на общих основаниях) поступила на филологический факультет Уральского федерального университета. Стала переводчиком с английского. Затем закончила магистратуру Уральского педагогического университета. Сейчас она учитель английского языка в Центре дистанционного преподавания «Ресурс» и методист областной библиотеки для слепых. На базе этой библиотеки ученица Ирины Яковлевны Анисимовой по методикам своего педагога организовала музыкальный лекторий «Популярная музыка», открыла музыкально-литературную гостиную «У рояля». Майя и сама поёт, и детям аккомпанирует. Анисимова со своими новыми учениками – частый и желанный гость этой гостиной.

Настя

Пять лет назад в Екатеринбурге прошёл Второй Международный конгресс людей с ограниченными возможностями «Без малого нет целого. Найди свой самоцвет!». 
В нём приняли участие 350 человек – дети и взрослые из России, Германии, Швеции, Сербии, Австрии, Норвегии, Латвии, Казахстана и других стран. Открытием форума стало выступление Насти Мильчаковой – единственной незрячей пианистки, выступившей в гала-концерте на закрытии конгресса. Зал аплодировал Насте стоя.

А «закалить характер» Насти Ирине Яковлевне помог Олег Колпащиков. Настя живёт на окраине Екатеринбурга. «Музыкалка» – в центре города. Руководитель проекта «Белая трость» на себе проверил, насколько комфортно незрячему в людской толчее мегаполиса. Олег взял Настю за руку, и они пошли в школу пешком. (Настина мама потом призналась, что, обмирая сердцем, тайком шла за этой парочкой следом.)

Сейчас Настя – студентка пятого курса, будущий психолог-консультант «Телефона доверия». У неё дома частенько тусят однокурсники. Просят, чтобы Настя им поиграла классику, популярные мелодии... Вообще, Настя – звезда курса. Незрячая – «посох» для зрячих. Их нравственный компас.

Ксюша

Семилетняя Ксюша Хазимуратова любит русские народные песни и умеет их петь. В её песнях путешествует русская душа. 
Ирина Яковлевна без раздумий показала Ксюшу педагогу по вокалу. И «маленькая Бабкина» тут же начала свою «творческую карьеру». На первых же своих вокальных конкурсах Ксюша завоевала сразу три награды. Гран-при на областном конкурсе «Театр талантов» – самый престижный из них.

– Ты спрашиваешь, переживает ли Ксюша своё состояние? – продолжает наш диалог Ирина. – Нет. Абсолютно! Она ведь не знает, что значит видеть. Ксюша запросто знакомится с новыми людьми. Проявляет искренний интерес к каждому: «А сколько тебе лет?», «А какого цвета у тебя волосы?», «А какого ты роста?», «А у тебя есть братик или сестра?». Море вопросов! И про себя тут же всё выкладывает.

Удивительно, но незрячие музыканты часто «посох» и для своих родителей. Молодые мамы и папы вместе с детьми учатся игре на музыкальном инструменте, чтобы помочь ребёнку личным примером, а потом сыграть с ним в ансамбле. Представьте – незрячая дочь-кроха учит дома маму игре на фортепиано. А на семейном концерте они играют в четыре руки!

 Василиса

Василиса – пятая в семье, где шестеро детей.
– Уникальная девочка! – считает Ирина. – Василиса Карпенко поразила меня при первой же встрече. Когда мы познакомились, Василисе было семь лет. Сейчас ей 11. У неё фантастический слух, все мелодии подбирает мгновенно. Услышала – и тут же играет, причём сразу с гармонией. Великолепно читает стихи, прозу. А как поёт! Очень артистична. У Васьки есть «цирковой номер». Она играет пьесу двумя руками, а потом закидывает на клавиатуру левую ногу и пальцами ноги играет на басовых нотах «партию контрабаса». Объясняет: «Пальцев рук не хватает. Для полноты гармонии добавляю пальцы ноги».

Уникальные способности Василисы (вот парадокс!) поначалу очень затрудняли её же музыкальное образование. Ирина долго не могла поставить ученице правильную технику игры на фортепиано. Василиса просто не признавала никаких правил. Привыкла всё схватывать налету. «На подборе», как говорят музыканты.
По мнению Ирины, Василиса обладает сверхъестественной чуткостью. Играет, скажем, «Времена года» Чайковского. Педагог слушает, сидя в кресле. Что-то не так… Анисимова, ничего не говоря, поднимает бровь. Василиса тут же останавливается. Поворачивает голову:

– Что не так, Ирина Яковлевна?
– А ты подумай. И сама назови свои ошибки. Всех незрячих детей в школу приводят мамы, папы и бабушки. Ждут в коридоре. Водят за ручку из класса в класс. Мама Василисы (как она говорит) «отпустила дочь в свободное плавание».
– Нам, зрячим да успешным, кажется, что эти дети носят в себе ад, которым ни с кем не делятся, а на самом деле они очень берегут свой мир. И преподносят нам всё лучшее, что в нём «видят».

Ирина возила ученицу на музыкальный конкурс-фестиваль для детей с ограниченными физическими возможностями в Санкт-Петербург, где Василиса получила первую премию. После концерта в филармонии гуляли по Невскому, и Василиса (от первой нотки до последней) пропела концерт Моцарта, который они только что прослушали. Точь-в-точь! После экскурсии по Петергофу восторженно и с подробностями рассказала, что ей понравилось. Мало того, что девочка запомнила всё, что услышала от гида, Василиса рассказала так, будто своими глазами видела и Танцевальный зал с его зеркалами, и зал Чесменский – с картинами сражения при бухте Чесма, и Китайские кабинеты, украшенные китайскими фонариками и драконами, и самый большой зал Дворца – Тронный…

Мама Василисы как-то спросила дочь, хотела бы она видеть, как все? Василиса ответила: «Мама, я не знаю, что такое видеть». А Ирине Яковлевне девочка уточнила это признание: «Бог дал мне такие способности и возможности! Не уверена, что я хотела бы от них отказаться, стань зрячей…».

Помимо игры на фортепиано, Василиса (но уже в школе искусств в своём посёлке Северском, где живёт) учится играть на флейте, занимается вокалом, берёт уроки художественного слова.

Два года подряд Василиса побеждала в Санкт-Петербурге на Международном творческом фестивале для детей с ограниченными возможностями «Шаг навстречу» и в конкурсе «Золотая осень» среди обычных детей в Венгрии (фортепиано). 

Лауреат третьей степени (фортепиано) Международного фестиваля-конкурса детских, юношеских, молодёжных и взрослых творческих коллективов и исполнителей в рамках проекта «Адмиралтейская звезда» для обычных детей. Здесь же получила Гран-при в конкурсе чтецов и вокалистов. В родном Екатеринбурге стала лауреатом конкурса «Чарующие звуки» среди обычных детей (флейта). Её выбрали королевой конкурса для детей с ограниченными возможностями «Творчество без границ» в Таганроге. Лауреат конкурса «Аврора соло» среди обычных одарённых детей. Совсем недавно как пианистка заняла второе место в очень престижном областном конкурсе «Арабески» среди обычных детей.

…Мама и Василиса отдыхали на Кипре. В одном из православных храмов им предсказали, что через пару-тройку лет Василиса прозреет…
 
Сергей Николаевич Николаев
Екатеринбург – Москва