Говорят, что после пандемии жизнь человечества никогда не станет такой, как прежде. Цифровые пропуска с куар-кодами, блокчейн-экономика, биометрия личности и искусственный интеллект врываются в жизнь общества и из вчерашних страшилок превращаются в обыденную реальность.
Согласно исследованиям, через 10 лет 85 % профессий просто не будет существовать, людям потребуется срочная переквалификация, а рутину будут выполнять роботы. Вопрос для христианина не нов, но воплощение в жизнь вчерашних задумок учёных даёт пищу для размышления: что ждёт православного человека в цифровом мире будущего?
Архитекторы нового человечества призывают людей к вступлению в эру цифровой жизни с возможностью перехода в сладкий анабиоз виртуального безсмертия… Да, об этом пока говорят лишь самые радикальные представители трансгуманистов, но, как мы видим, система безналичных расчётов и жизнь в сети становятся обыденностью. Печально констатировать, но человек превращается в цифрового раба.
Технологии серьёзно сказались на психофизическом состоянии человека. В какой-то степени они сделали его безпомощнее. Времени на философию или самоуничтожение появилось вполне достаточно, а вот практических навыков стало гораздо меньше. Вы ведь помните жизнь без сотовых телефонов, а тем более без мобильного интернета? Я – да. Мне кажется, та жизнь была намного ярче. Вроде бы хотели создать возможность общаться на расстоянии, оперативно получать информацию, а что на деле? Общаться вживую люди стали гораздо меньше, отчуждённость и одиночество стали синонимами современности, а выгорание от ускорившегося ритма жизни приобрело хронический характер в жизни людей, деятельность которых связана с «темповой» деятельностью. Выросло целое поколение, которое рассчитывает в будущем вести видеоблог и управлять интернет-магазином, продавать на стоке селфи и получать деньги за отзывы в соцсетях. Глобальные производственные, продовольственные и психологические проблемы от такого «нью-эйдж»-мировоззрения сами по себе не разрешаются, а лишь усугубляются, принимая лавино-образные формы.
По статистике, в современном мире из 100 человек кормят всех в сельском хозяйстве только 2, производством занимаются 10, в сфере управления и услуг заняты необходимой работой ещё 13. Остальные 75 уже ничего не производят. Фактически это «виртуальный» сектор экономики.
Упрощая свою жизнь, человек теряет навыки и в конечном счёте свободу. Без гаджетов или банковской карты житель мегаполиса уже не может выжить. Как нет интернета? Почему нет банковского терминала? Истерика. Всё по Марксу: человека формирует окружающая реальность. Он стал её рабом, покорно следующим за происходящими вокруг изменениями. Дух уже не творит себе формы, а послушно расправляет паруса и устремляется в сторону, задаваемую направлением ветра.
Что делать? Прежде всего постараться переосмыслить свой образ жизни. Необязательно бросать работу удалённого программиста, испугавшись горькой правды. Сократите время использования гаджетов, добавьте физической активности, находите время на общение с живыми людьми. Мужики сегодня стремительно теряют элементарные бытовые навыки хозяйствования, и прокачка уровня компетентности в домашней электрике, сантехнике, отделке будут только на пользу. Ремесленничество также становится стремительно, но незаметно развивающейся сферой деятельности, когда человек начинает создавать эксклюзивные аксессуары и очень даже полезные предметы быта как для себя, так и на продажу. «Испачкайте руки», как говорит православный американский журналист Род Дреер, призывая христиан попробовать себя в самых рабочих специальностях и занятиях. Кто-то, продолжая работать удалённо, обзаводится домиком в деревне и параллельно с виртуальным трудом налаживает подсобное хозяйство. Заповедь о добыче хлеба в поте лица не зря была дана человечеству Господом. В этом усилии, в том числе и физическом, скрыт не только педагогический аспект, но и залог непременного саморазвития.
Жизнь совершенно точно будет меняться, и технологии станут играть в нашем бытии более значимую роль. И вряд ли от этого удастся куда-то уйти (в лучшем случае – в глухой лес). Проблема не в цифровизации жизни как таковой (хотя и этот фактор накладывает отпечаток на психику человека), а в неспособности людской воли противостоять власти гаджетов и технологических решений. Глобальная цифровая перезагрузка человечества может поставить перед христианином принципиальный вопрос по Достоевскому: крест или хлеб?
Владимир Вячеславович
БАСЕНКОВ