Елена Никитина - Праздник жизни

Архив: 

 

Впервые за 400 лет прошло богослужение в древнем Довмонтовом монастыре Псковского кремля

 


Необычной, неповторимой и радостной – такой нынешняя Троица останется в памяти псковичей. Несмотря на все сложности, вызванные эпидемией коронавирусной инфекции, торжественное богослужение в этот праздник, один из важнейших для православных христиан, сохранило свою искренность и ощущение полноты жизни. Счастливо сошлись место и время: сердце города, древний Довмонтов город и 2020 год от Р.Х. – тревожный и абсолютно непредсказуемый.

Эхо древности

Заходя в кремль, псковичи и гости города обычно просто пробегали эту часть древнего крепостного ансамбля, иногда, может, остановившись лишь на минутку, чтобы прочитать на табличках: «Довмонтов город IX–XVII вв. В IX–XII вв. здесь сформировался посад...». От древних церквей здесь остались только остатки фундаментов и кладки разрушенных каменных лабиринтов.

Долгие сотни лет величественный и монументальный, поражающий своим замыслом и масштабами Довмонтов город безмолвствовал, казалось, забыв о своём прошлом. С XIV века он был единственным в древней Руси градообразованием, центром церковного и административного самоуправления Пскова и Псковской земли. К началу ХVI в. здесь располагалось 17 храмов и не менее четырёх гражданских каменных построек. В градостроительном смысле весь комплекс этого уникального градообразования, включающий в себя и гражданские постройки, и башни, и стены, предстательствовал перед Святой Троицей и был гениальной попыткой зодчего Кирилла создать земной дом для Святой Троицы – в Пскове (Г.Я. Мокеев).

В XVII–XVIII вв. многие церкви были разобраны. По приказу Петра I в начале ХVIII века в восточной части Довмонтова города была возведена Рождественская батарея, где оказались засыпанными до уровня сводов три храма с фресками XIV века. В конце XIX века территория Довмонтова города пустовала. Во время оккупации Пскова немецкими войсками в Довмонтовом городе находилась немецкая зенитная батарея. Ну а с середины XX века Довмонтов город стал музеем под открытым небом.

Духовная близость

К празднику Довмонтов город украшали с внимательностью к деталям: думали, как лучше расположить всё, что необходимо для совершения богослужения, как обеспечить безопасность участников и гостей праздника, как организовать причастие с соблюдением всех противоэпидемиологических норм. И, конечно же, не забывали о красоте предстоящего события.

Так на южной стене крома появился большой баннер с иконой Спаса Андрея Рублёва, мозаичная икона святой Троицы над Троицкими воротами украсилась прекрасным ожерельем из белых роз, хризантем и сирени. Букеты цветов окаймили древний фундамент – всё, что осталось на сегодня от великолепного некогда храма Софии и чад её.

Подготовке к торжественному богослужению Псковской епархии активно помогли администрация Псковской области и муниципалитета, региональный комитет по культуре. Псковский государственный объединённый историко-архитектурный и художественный музей-заповедник также внёс свой вклад в уникальное событие в жизни кремля.

«Владыка принял очень мудрое решение, – сказал директор музея Александр Голышев, – проводить богослужение под стенами собора, где стоят прекрасные памятники, тем более храм святой Софии. В этих храмах столетиями молились».

Директор Псковского музея обратил особенное внимание на то, что праздник организован с максимально возможным соблюдением мер безопасности: на входе всем гостям безплатно вручались маски, на пространстве перед храмовым памятником были вбиты на необходимом расстоянии колышки, обозначавшие места для прихожан, сотрудники полиции следили за тем, чтобы псковичи соблюдали масочный режим и социальную дистанцию.

«Прошло четыре века, – озвучил свою точку зрения Александр Голышев, – и возрождается город мёртвых: кто знает, что такое Дом святой Троицы, – тот понимает, о чём идёт речь».

Зелёная пора

Не только лицам чиновным (а в богослужении принял участие и губернатор Псковской области Михаил Ведерников, и глава администрации Пскова Александр Братчиков), но и простым псковичам праздник пришёлся по душе. Особенно детям: босиком по траве, на свежем воздухе, под щебет стремительных ласточек и жужжание сосредоточенных шмелей – благодать, одним словом!

Четырёхлетняя Геля пришла на праздник с крёстной матерью Натальей. У неё дел невпроворот: заслушаться пением певчих, восхититься колокольному звону, побегать с другими ребятами, подняться на высокую-превысокую горку к персям древнего крома и насобирать букет белого клевера.
«Мы пришли на службу, потому что мы верующие люди, – объясняет Наталья. – Впечатления очень необычные. Радостно на душе, что-то необычное происходит в связи со сложившимися условиями нашей жизни».

Замечательной считает идею богослужения в Довмонтовом городе и Александр Стройло, главный художник Псковского академического театра драмы им. А.С. Пушкина. «Здесь с XVII века не было служб, Петр I засыпал эти церкви. Как раз в связи с коронавирусом это всё очень уместно и хорошо, потому что около Троицкого собора так не разместиться. Всё замечательно!».

Согласна с общим мнением и псковитянка Елена: «Идея замечательная. Служба на фундаменте древнего храма возвращает нас в прошлое. Конечно, раз здесь был собор, здесь должны совершаться богослужения. Это здорово! Тем более праздник Троицы – престольный праздник главного собора нашего города».

Торжественную атмосферу празднику придавало не только само пространство Довмонтова города, но и участие в богослужении двух хоров – хора Псково-Печерского монастыря под управлением диакона Александра Амерханова и хора Свято-Троицкого кафедрального собора под руководством регента Любови Быковой.

Голоса певчих вплетались в службу, необычную ещё и тем, что совершалась она не совсем традиционно. Вот как сказал об этом в своей проповеди митрополит Псковский и Порховский Тихон: «Служба сегодня длинная, но смотрите, какая необычная: под куполом, но под куполом неба, в храме, но в храме, в котором столетиями не служили, по чину особому, но по чину первых христиан, выносивших жертвенник в центр церковного собрания».

В праздник Троицы после причастия, как и положено по уставу Церкви, священнослужители вознесли особые молитвы, раз в год читаемые на славянском языке. «В первой молитве мы исповедуемся перед Богом и просим Бога простить нас за всё то зло, которое мы вольно или невольно привнесли в жизнь, – сказал владыка Тихон. – Во второй молитве мы просим о даровании Духа Святаго каждому из нас. Наконец, в третьей молитве мы просим Бога о наших родных и близких почивших, о милости к ним. Троица – единственный день в Церкви, когда мы просим обо всех, в том числе и за добровольно свой живот скончавших, о всех находящихся во аде, не сумевших подняться над этим миром».

В этот особенный для всех верующих людей день возродили древнюю традицию: как сотни маленьких ручейков, голоса псковичей влились в безкрайний океан голосов всех поколений Псковской земли. Ибо «у Бога все живы», – так говорил Христос.

Елена НИКИТИНА