Юрий Житенев - Нужна ли России своя алия?

Архив: 

Алия΄ в переводе с иврита – подъём, восхождение. В современной истории Израиля это слово приобрело устойчивый смысл и означает репатриацию, возвращение на историческую родину. Именно так называлось и называется массовое переселение евреев всего мира во вновь созданное еврейское государство на протяжении всего послевоенного периода. 

По первой переписи населения государства Израиль в 1948 году в этой крошечной стране было зафиксировано 716, 7 тыс. человек – евреев по национальности; в 2019 году евреев в этой стране насчитывалось уже около 6 млн 700 тыс. человек. Итак, за 71 год численность евреев в Израиле увеличилась почти в 9,5 раз.

Чтобы как-то сопоставить эти данные с динамикой численности русских в России, надо обратиться к 1959 году, т. к. это был год первой переписи населения СССР после окончания войны. Так вот, с 1959 года по настоящее время численность еврейского населения Израиля выросла в 3,5 раза, а русских в России не более чем на 15 %. Итак, рост 350 % в Израиле и 15 % в России. Понятно, что бурный рост населения Израиля произошёл почти исключительно за счёт репатриации евреев из других стран. Но такая массовая репатриация не могла произойти сама по себе – политику алии целенаправленно и энергично проводило руководство еврейского государства в течение всего периода его существования. И если бы не алия, то, возможно, Израиль не устоял бы перед натиском враждебного окружения или как минимум стал бы захудалым недогосударством. Однако мы видим, что это государство не только нарастило численность своего населения, но и добилось впечатляющих успехов практически во всех отраслях: от промышленной, научной и оборонной до сельскохозяйственной. Сферы медицины, образования и обслуживания процветают. Израиль своими наглядными достижениями продолжает привлекать людей из других стран, несмотря на ограниченность своей территории и отсутствие природных ресурсов.

Теперь про нас. Сейчас, как никогда раньше, достаточно много говорится и пишется о демографической катастрофе в современной России – устойчивом снижении рождаемости, которое не компенсируется миграцией в РФ миллионов людей из республик бывшего СССР. Если называть вещи своими именами, идёт вымирание русского народа – государствообразующего народа России. 

Зададимся вопросом: какой была бы ситуация с народонаселением в нашей стране, если бы руководство РФ, зная реальное положение, озаботилось исправлением этой ситуации хотя бы с начала «тучных» нулевых годов. Ведь после «русского креста» 1992 года было очевидно, что демографическая яма, в которую мы угодили, сама собой не исчезнет, а будет только углубляться. Вовремя понять суть явления и просчитать последствия идущего процесса не так уж сложно. Гораздо сложнее не ждать, когда «жареный петух клюнет», а принять упреждающие меры по преодолению негативного процесса.

В результате видим, что промышленность в упадке, деревни тысячами исчезают с лица русской земли, продовольствие в значительной мере завозим из зарубежья, ближнего и дальнего. Не хватает врачей, учителей и представителей других профессий. С наукой не всё в порядке… 

«Демографическая яма» разрастается. И ясно же, что миграция из «республик» Средней Азии и Кавказа не может решить эти проблемы в силу низкой квалификации мигрантов и всё возрастающего языкового барьера. Позарез нужны стране русские (русскоязычные) люди, специалисты всех отраслей экономики, управления, культуры, науки, образования, медицины и т. д. А что делалось в этом направлении вплоть до текущего года? Ничего не делалось или делалось мало. При решении вопросов иммиграции в РФ подход ко всем претендентам был одинаков – будь ты хоть трижды русский, в госучреждениях тебя будут встречать так же, как и папуаса из Новой Гвинеи. Но «папуас» хотя бы может поразить воображение и привлечь благосклонное внимание иммиграционного чиновника какими-нибудь бусами или амулетами, а чем будет поражать и привлекать внимание несчастная русская женщина, пытающаяся перебраться из, допустим, Узбекистана, куда она попала во времена Советского Союза и где родились её дети, на родную Смоленскую (Брянскую, Псковскую и проч.) землю? Чиновники будут находить причины, чтобы отказать ей (и другим подобным бедолагам) в гражданстве, вместо того, чтобы помочь человеку вновь обрести свою родину, которую она потеряла по независящим от неё причинам.

Но когда «петух клюнул» – напомнил власть имущим, что скоро Россия не сможет себя кормить (пенсионный возраст ни с того ни с сего не поднимают), то стали появляться решения на уровне Президента и Правительства РФ, облегчающие въезд в Россию и получение гражданства людям, имеющим русские корни и владеющим русским языком… Объявлено об упрощённом порядке получения гражданства РФ гражданами Украины, Белоруссии, Казахстана и Молдавии. Теперь надо эти решения наполнить и подкрепить конкретными организационными и экономическими мерами. Нужен единый, полновластный и обладающий организационными и финансовыми возможностями орган, который руководил бы русской алией. Какой государственный орган управления в нынешнем виде сможет обеспечить ПЛАНОВУЮ и эффективную работу по приёму и адаптации всех русских людей, желающих вновь обрести свою родину? Формально и по факту – Главное управление по вопросам миграции МВД РФ. Кроме федерального органа по руководству процессом репатриации, в каждом субъекте Федерации также должна быть структура, которая информировала бы центральные власти о том, сколько и каких специалистов они могли бы принять, трудоустроить, обеспечить жильём, медицинским и прочим обслуживанием. Отдельно – сколько могут принять крестьян, которых надо обеспечить землёй для ведения сельского хозяйства (пустых деревень в России хватает). При нехватке собственных ресурсов для обустройства репатриантов, запрашивать таковые из центра, но не допустить, чтобы кто-то из потенциальных граждан России не доехал до места, где он нужен.

Но есть одна неприятная и неразрешимая для меня мысль: а если я – «заграничный» русский и хочу вернуться в Россию, но вот незадача – живу не в одной из четырёх названных выше стран, а забросила меня судьба, допустим, в Узбекистан. В Узбекистане, как и в любой другой республике бывшего СССР, проживают люди многих национальностей, и понятно, что нельзя ни юридически, ни фактически делать для представителей каждого народа отдельные условия и правила въезда в РФ. Правила могут быть сформулированы и осуществляться только исходя из того, гражданином какого государства является данный конкретный претендент на российское гражданство. Это аксиома.

Однако же очевидно, что есть все основания относиться к гражданам республик бывшего СССР иначе, чем к гражданам далёкого зарубежья. А среди граждан дальнего зарубежья тоже надо как-то выделять русских людей – по происхождению, языку и ментальности. Поэтому, кроме ГУ по вопросам миграции МВД, нужен ещё какой-то орган, который устанавливал и поддерживал бы постоянные контакты с русскими диаспорами за рубежом, изучал настроения в этих диаспорах, желание людей вернуться на историческую Родину. Выявлял тех, кто готов к репатриации, и помогал бы им через консульства РФ в соответствующих странах начать процесс оформления документов для передачи на рассмотрение в МВД.

Представляется, что такой государственный орган, который мог бы взять на себя эту связующую роль, – Федеральное агентство по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству («Россотрудничество»). У этого учреждения достаточно представительств в странах ближнего и дальнего зарубежья, они организуют различные конференции, выставки, встречи делегаций городов-побратимов и многие другие мероприятия в рамках культурного обмена и взаимодействия. Формальных и неформальных контактов с русским зарубежьем у «Россотрудничества» достаточно. Наверное, можно эти контакты использовать и в целях репатриации русских людей на Родину. Конечно – в тесном взаимодействии с МИД и МВД РФ. И понадобится соответствующая реорганизация самого Федерального агентства.

Маловато опыта для такой работы – это факт. Но есть международный опыт! Того же Израиля…

Без притока «свежей крови» мы ещё долго не сможем подняться на уровень великой державы. Рассчитывать на рост рождаемости – значит тешить себя несбыточными надеждами. Сколько лет пройдёт, пока эти ещё неродившиеся дети вырастут и станут вносить свой вклад в развитие страны… Успех же в этом развитии нужен сейчас, а не в туманном будущем. Стариков (пенсионеров) в России всё больше, а молодёжи всё меньше, и время не терпит. 

Отдельно надо заняться крестьянским вопросом – возвращением на родную землю русских крестьянских и казачьих общин, проживающих по всему миру.  Заниматься предметно, как занялась этим Русская Православная старообрядческая Церковь, при помощи которой в Россию за последние два года вернулось около 280 русских семей. Капля в море? Да. Но зато полновесная капля, из которой может родиться ручей, а потом и река возвращения русского народа на родную землю. Религиозные, «классовые» и прочие разногласия между русскими людьми должны быть отодвинуты в сторону перед лицом великой цели – возрождения России как мировой державы.

За рубежами родины проживают, по разным оценкам, от 25 до 40 миллионов этнических русских, и есть какое-то немалое количество русскоязычных людей иной этнической принадлежности, но связывающих своё происхождение с Россией (или с бывшим Советским Союзом) и говорящих по-русски. Если предложить им возвращение в Россию и показать, что они нужны здесь – на русской земле, то многие могут откликнуться на такой призыв.

Когда счёт репатриантов (именно репатриантов, а не мигрантов) в Россию пойдёт на миллионы, только тогда можно будет думать, что процесс вымирания нашего народа пойдёт вспять. Но нужно проделать огромную работу, чтобы это стало явью. Нужна долго-срочная и всеобъемлющая программа репатриации соотечественников. Сам собой демографический кризис в России, даже при объявленной Владимиром Путиным широкой материальной поддержке семей с детьми, не пройдёт ещё много лет. Специалисты-демографы строят мрачные прогнозы: к 2050 году население РФ может сократиться чуть ли не до 70 миллионов человек. А это катастрофа, и допустить её нельзя.

Юрий Всеволодович Житенев