Полномасштабная трёхмерная диорама «Подвиг народа», посвящённая 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, открыта в Музее Победы на Поклонной горе в Москве. 3000 квадратных метров экспозиции только монтировали больше года, ещё несколько лет ушло на изучение источников и воссоздание исторической достоверности.
Брест: тишина и жажда
«Две крепости» – так, должно быть, условно назвал бы кто-то из посетителей выставки представленную диораму.
И действительно, первая крепость – Брестская, чей вид открывает экспозиционную галерею, воссоздана, как утверждают историки, такой, какой она была в июне 1941 года. Разрушенные и проломленные кирпичные стены, засыпанные камнем и штукатуркой жилые комнаты солдат и офицеров, измождённые жаждой раненые, умирающие, но не сдающиеся героические участники легендарной обороны...
В полный масштаб в диораме воссозданы не только жилые помещения и искажённые взрывами, обрушившиеся интерьеры (лишь для того, чтобы взять восточный форт крепости, немцам пришлось сбросить 22 бомбы весом 500 кг и авиабомбу весом 1800 кг), но и сами участники битвы: невероятное мужество оборонявшихся скульпторы запечатлели, воссоздав образы людей по сохранившимся фотоснимкам.
Неожиданность вражеского нападения, жар, духота, непонимание ситуации, отсутствие на тот момент единого сформировавшегося командования и плюс ко всему – жаж-да, нестерпимая летняя жажда: подступы к воде обстреливались за несколько десятков метров. Напомним, что одна из скульптурных композиций в самом музее-крепости так и называется «Жажда»: 13-метровая композиция воссоздаёт лишь одного бойца с штыком и протянутой к воде каской. В московской диораме воду в обороняющийся гарнизон приносит погибающий из-за нескольких добытых глотков боец...
...К 20 июля в гарнизоне воцарилась почти полная тишина. Немота «крепостных стен» в музее как будто воссоздаёт состояние потрясённых внезапным нападением людей. Первый удар – страшен. И в то же время внутри него уже сейчас – будущая Победа. Патетику простых, но невероятных по духовной силе, напряжению и высоте нацарапанных на стене последних слов: «Я умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина. 20/VII-41» передаст только гений уровня разве что Д.Д. Шостаковича или С.С. Прокофьева. Их музыка также зазвучит в музее в День Победы (https://portalkultura.ru/articles/news/326265-108-muzykantov-obedinilis-v-virtualnyy-orkestr-chtoby-sygrat-shostakovicha/).
Сопротивление отдельных советских солдат на территории крепости продолжалось ещё и в августе 1941-го...
Смоленщина: провал блицкрига
Смоленские земли – родина Юрия Гагарина и Михаила Егорова. Территория, знаменитая своими боями, позволившими остановить натиск гитлеровцев на Москву и сорвать план партизанами и первыми по-настоящему организованными боевыми операциями советских войск. В них, утверждают историки, родилась советская гвардия.
Правда, авторы экспозиции для передачи смысла происходящего предпочли воссоздать быт обычной смоленской избы – той, из которой уносили в лес партизанам еду, в которой терпели на постое врага, в которой решали, как быть с последним приказом выдать всю молодёжь для работ в Германии, из окон которой видны были тела оказавших сопротивление и недавно повешенных комиссаров.
Не из печи ли одной из таких изб однажды кто-то взял немного огня, чтобы поджечь здание местной немецкой комендатуры? Как знать, как знать...
Великий Новгород: катастрофа оккупации
Не столица и даже не город-миллионник, просто один из древнейших городов страны, без которого трудно представить себе её историю. Древняя память, как и лики святых на стенах Софийского собора (построен в XI веке), утверждали, что сердце родины проходит в том числе и через земляное городище на Старой Ладоге – там ещё в VIII веке миролюбивые славяне вытеснили с завоёванных земель воинственные скандинавские племена и основали Новгород.
Оккупация города продолжалась с 15 августа 1941 года по 20 января 1944-го. Последствия для города были катастрофическими и превзошли все прежние вражеские нашествия. Крест Софийского собора, вывезенный во время отступления фашистскими оккупантами, был возвращён в храм лишь в 2004 году.
Освобождение Европы:
полевая кухня на Грабенштрассе
Символ христианской любви и милосердия – далеко не единственное, что решили прихватить с собой в Европу австрийские, румынские или немецкие незваные гости: знаменитая Янтарная комната Екатерининского дворца в Царском Селе была разобрана и вывезена в неизвестном направлении в грузовых вагонах.
Вот только рады ли были привезённым в коробках янтарным осколкам истекавшие кровью европейцы – сказать трудно: по крайней мере, реставраторы для иллюстрации этого этапа войны выбрали вовсе не Тюильри или Версаль, а старинное австрийское кафе «Julius Meinl», расположенное на Грабенштрассе в Вене (там оно появилось ещё в 1862 году). С его изящным и живописным меню на небольшом круглом столике, аккуратной барной стойкой, над которой висит информация о прибывшем недавно в город новом сорте индийского чая: такой привычный, внезапно потерянный и, как оказалось, жутко дорогой мир.
Но в 1944-м в этом кафе вряд ли кто-то нашёл бы даже крошечку хлеба: голод в Австрии – один из самых жестоких. Полевая кухня Красной армии, расположившаяся неподалёку от входа в заведение, здесь совсем не лишняя: именно она спасает и хотя бы немного отогревает местных жителей...
Юрий Левитан:
200 000 марок за «говорящую голову»
Об этом мире и о цене его возвращения советский народ узнавал в основном из писем – небольших треугольников, приходивших с фронта, и из радиорубок, где сводки с фронтов читал Юрий Левитан. Его рабочая комната, о местонахождении которой никто не знал, какое-то время находилась в Свердловске (Екатеринбурге). Именно оттуда велись знаменитые трансляции. Легенда о награде в 200 000 марок, назначенных за голову главного диктора страны, имеет под собой основание: по мысли фашистов, именно он должен был объявить об их победе.
Интерьер свердловской рабочей студии Левитана также включён в экспозицию «Подвиг народа».
Берлин: две недели до Рейхстага
Два флажка в руках румяной и весёлой регулировщицы, один из которых направлен на Берлин, говорит о приближении последнего этапа войны. Вторая «крепость» смонтированной экспозиции, которую теперь предстоит уже брать советским солдатам, – Берлин. Белые флаги, вывешенные в окнах обычных домов, должны как будто бы ускорить конец страшной бойни: однако и последняя битва уже проигранной войны длилась целых две недели. Операция по взятию немецкой столицы началась 16 апреля 1945-го, пал город лишь 2 мая. Старинное фортепиано и пулемёт, расположенный в окне соседней комнаты, – более несовместимых для человеческого бытия вещей найти трудно.
Надписи на колоннах Рейхстага, к которому уже подбегает несколько человек с запасами красных знамён за пазухой, воссозданы с исторической точностью: «А мы из Москвы», «Мы защищали Одессу»... Слова, которые сегодня могут зазвучать совсем другими интонациями. Но едва ли кто-то догадывался об этом тогда – дивным весенним днём, устанавливая на крыше нацистского парламента знамя Победы, Мира и всё-таки Свободы. Свободы самостоятельно выбирать своё место на земле в исторической перспективе и в Вечности.
Елена Владимировна
Велигжанина
Фото предоставлены пресс-службой Музея Победы на Поклонной горе. Над экспозицией в течение многих месяцев трудились сотрудники Музея Победы на Поклонной горе, реставраторы петербургской студии «Невский баталист», актёры и операторы творческой группы Игоря Угольникова, специалисты дизайн-студии «Грата».