Роман Алексеевич Илющенко - Царские подарки ко Дню Победы

Архив: 

 

Многомиллионные общенародные марши «Бессмертного полка» 9 мая по всей стране и даже за рубежом – лучшее подтверждение и гарантия тому, что память о всенародном подвиге надёжно хранится в сердцах потомков.

 

Победители из запаса

Но есть в этой победе очень важный и недооценённый вклад прошлых поколений и прежних правителей России. Например, последнего российского самодержца Николая Второго. 

Взять хотя бы малоизвестный факт темпов прироста населения Российской империи, которые при нём были рекордными – по 2 миллиона человек в год. Прибыль населения осуществлялась в основном за счёт русских, малороссов, белорусов. Согласитесь, что было бы странно отрицать демографический фактор победы, когда при страшных, исчислявшихся миллионами потерях убитых и оказавшихся в плену и на оккупированной территории людей, руководство страны и ВС практически всю войну не испытывало мобилизационных проблем.

С фактической потерей кадровой армии «под ружьё» тогда были поставлены поколения людей, родившихся в России до октябрьского переворота 1917 года. В их числе оказался и мой дед Яков Арсеньевич Степанов 1916 года рождения, призванный в Красную армию в ноябре 1941 года. Именно этому поколению прежде всего и принадлежит победа, ведь средний возраст воина-освободителя Европы – 42 года. 

Хорошо известно, но не афишировалось, что практически все наши маршалы Победы – Георгий Жуков, Константин Рокоссовский, Иван Конев, Родион Малиновский и другие получили свой первый самый ценный боевой опыт, дослужившись до унтер-офицеров ещё в старой царской армии. А она не только не была побеждена немцами, но накануне предательского февраля 1917-го, завершившегося позорным Брестским миром, фактически стояла на пороге другой, не менее великой победы. Которая также должна была завершиться в Берлине. 

Победные магистрали

Неоспоримым фактором вклада в Победу 1945-го является и развитая железнодорожная инфраструктура страны, созданная в своей основе до 1917-го. К слову, в период правления Николая сеть железных дорог увеличилась в 

2,2 раза, а с 1917 по 1940 гг. лишь в 1,3 раза. Особую роль сыграли, конечно, Транссибирская магистраль и Мурманская железная дорога.  Первая построена в рекордно сжатые сроки, соединив Дальний Восток с Центральной Россией, вторая проложена специально для военных нужд – приёма военных поставок союзников в неимоверно трудных климатических и географических условиях Заполярья. 

Значимость этих дорог для переброски войск и грузов в условиях войны на выживание невозможно переоценить. Мурманская дорога, которую в советское время назвали Кировской, связывала северо-запад нашей страны с Мурманским портом, через который поддерживалась связь с союзниками. Сам порт и город, который изначально назывался Романов-на-Мурмане, был также построен Николаем. 

Сюда приходили техника, вооружение и продовольствие по ленд-лизу. С 1942 по 1945 годы в Мурманске было принято 36 конвоев. За все годы войны северные конвои доставили в СССР около четверти всех грузов. Мурманчане разгрузили и отправили на фронт свыше 2 миллионов тонн грузов – боевой техники, военных материалов, продовольствия, снаряжения. По Кировке велось непрерывное снабжение армий Карельского фронта и эвакуировалось в тыл мирное население и материально-техническая база. На предприятиях Мурманска изготовили 1260 миномётов, почти 100 тысяч мин, 190 тысяч гранат. А в блокадный Ленинград были отправлены несколько эшелонов с рыбой. 

А вот что пишет по поводу роли Транссиба Валерий Хатюшин, главный редактор журнала «Молодая гвардия»: «Именно они, дальневосточники и сибиряки, отстояли Москву и отбросили немцев от столицы. Не будь Транссибирской железной дороги, в столь быстрый срок не удалось бы перебросить с Дальнего Востока к Москве войска и вооружение. И Москву пришлось бы сдать». Коротко, но ясно и по сути. 

Царский флот на защите 
«колыбели революции»

Ещё одним очевидным, но стыдливо замалчиваемым фактом стало участие «царских линкоров» в легендарной обороне Ленинграда и Севастополя.

После тяжёлого поражения нашего флота в ходе неудачной Русско-японской войны Николаем в 1907 году принято решение возродить его в сжатые сроки. Были выделены деньги под грандиозную программу военного судостроительства, по которой к 1917 году предполагалось ввести в строй не менее 24 линкоров. Планам помешала начавшаяся в 1914 году война, но даже в этих неблагоприятных условиях были построены и введены в строй семь первоклассных кораблей. 

До 1941 «дожили» только четыре линкора, причём новых кораблей такого класса Советский Союз так и не построил, хотя такие планы у Сталина имелись. Их вклад в оборону городов, ставших героями, также трудно переоценить. Вот как об одном из решающих эпизодов обороны города на Неве пишет публицист Василий Бойко-Великий: «Жители Санкт-Петербурга… знают, что немцы остановились во время Второй мировой войны на равнине перед Ленинградом. Никаких рубежей, которые могли бы остановить, не было. Не было речки, оврага, возвышенности. Пулковские высоты немцы взяли. Непонятно, что их остановило на этой равнине после Пулковских высот до Ленинграда. Загадка такая… Выясняется… что немцы остановились ровно по той линии, которую достигала крупнокалиберная артиллерия царских линкоров… Созданные по программе царя Николая II, они вошли в Неву, встали на якоря и своей артиллерией били по наступающим немцам и ровно до того момента, как снаряды достигали немецких позиций, ровно там они остановились, дальше они не смогли пройти».

Непробиваемые батареи

Тяжёлая ситуация складывалась и в Крыму. Враг стремился захватить главную базу Черноморского флота. Но здесь на защиту города встал линкор «Парижская коммуна» (по иронии судьбы носивший ранее гордое имя «Севастополь») и две батареи: 30-я и 35-я, построенные также в царские времена. Во многом благодаря им город надолго превратился в непреступную для врага крепость. Это подтверждает сотрудник севастопольского музея «30-я батарея» Дмитрий Стогний: «Это те самые 12-дюймовые орудия линкоров-дредноутов российского императорского флота. Один ствол принадлежал черноморскому линкору “Императрица Екатерина Великая”, изготовлен в 1914 году, а два других – с балтийского линкора “Гангу”, изготовлены в 1916 и 1917 годах. Снятые с них башни главного калибра до конца века охраняли Ленинград, Севастополь, Владивосток, а легендарная 30-я батарея несёт службу до сих пор».

Район, занимаемый 35-й батареей, в июне-июле 1942 года стал последним плацдармом героической обороны города для его защитников. Колоссальное сооружение, уходящее в землю на 27 метров, могло выдержать попадание трёх 2-тонных авиабомб в одну точку и было защищено от проникновения всех видов отравляющих веществ. Именно для борьбы с орудиями 35-й батареи немцы доставили под Севастополь знаменитую суперпушку «Дора». Нигде и никогда более неприятель не использовал такую мощь артиллерии. Защитники города держали оборону больше 250 дней и ночей. Такой осады не выдерживала ни одна крепость мира. И только в июле 1942 года Севастополь был оставлен советскими войсками по приказу из Москвы. Оккупанты потеряли здесь около 300 тысяч своих солдат и офицеров.

На земле, в небесах и на море…

Внесла свой более скромный вклад в победу и царская сухопутная артиллерия. Как пишет магистр истории Андрей Борисюк, автор книги «История России, которую приказали забыть», свыше 30 % состоявших в 1941 году на вооружении Красной армии орудий были произведены до 1917 года и впоследствии лишь модернизированы.

Нельзя не вспомнить и основную штатную боевую единицу стрелкового оружия Красной армии – винтовку системы Мосина образца 1892/30 г., с которой наши предки прошли три войны. До 1917 года их было произведено и закуплено свыше 5 миллионов, но производство удачного оружия продолжалось и после. Винтовка долгое время находилась на вооружении армий и спецслужб более чем 20 стран. Удачным был признан и пулемёт Максима, принятый на вооружение ещё в царской армии. Он оставался основным станковым пулемётом и в Красной армии до завершения войны.

В своей основе не только флот, но и орудия, стрелковое вооружение, боеприпасы, как и авиация, авто- и бронетехника производились на заводах царской России, которые успешно работали на победу и в Великой Отечественной войне. Индустриализация Николая Второго не только не уступала, но во многом и превосходила по темпам даже сталинский период. Только в Донбассе за время правления Николая Второго было запущено семь крупнейших металлургических заводов. На «оборонку» работали царские заводы Тулы, Ижевска, Воткинска, Коврова, Петрограда, Москвы, Коломны, Нижнего Новгорода, Перми, Царицына (Сталинграда), Твери, Ярославля, Казани, Самары, Урала и Закавказья. Не считая оборонных предприятий, оказавшихся на оккупированной врагом территории.

Наконец, нельзя забыть огромный моральный, даже духовный вклад в Победу, который дал советскому правительству царский опыт ведения Первой мировой войны. Оттуда же пришли в Красную армию в 1943 году царская форма с погонами, была возвращена во многом сохранившая свои элементы наградная система (например, полководческий орден Александра Невского или аналог солдатского Георгия – орден Славы на георгиевской ленте). 

Уместно вспомнить возвращение в строй по призыву Сталина национальных героев и великих полководцев и флотоводцев России – князей Александра Невского, Дмитрия Донского, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова, адмиралов Фёдора Ушакова, Павла Нахимова, которые вдохновляли Русскую армию ещё в 1914 году. Сюда же следует отнести допуск (хотя и ограниченный) в войска священников, молебны перед иконами на Волге и под Кёнигсбергом – всё это возвращение к нашим духовным корням и традициям. 

Поэтому вывод напрашивается такой: справедливо, чтобы 9 мая, отмечая День Победы над фашистской Германией, мы вспоминали и тех, кто внёс неоценимый вклад в общее дело. В их числе не только оболганный государь, но и целое поколение людей, лишённых права завершить войну в Берлине на 28 лет раньше.

Роман Алексеевич Илющенко