Протоиерей Артемий Владимиров - О выборе жениха и невесты

Архив: 

При выборе жениха рекомендации пастыря могут быть отчасти те же, что и при выборе невесты. Жених должен решительно покончить с винопитием и ради будущей жены должен быть готов на всё. Смотрите, чтобы жених не был грубым, чтобы в нём было достаточно человечности.

Порой жених – это глыба мраморная, а невеста – это Фидий (был такой знаменитый древнегреческий скульптор). Хорошей невесте (а затем и супруге) требуется лет пять, чтобы, обрабатывая потихонечку эту глыбу, сваять из неё мужа. Одна прихожанка поделилась со мной своим опытом: пять лет уходит на общие работы, потом ещё лет пять или десять доводишь до ума, а уже потом можно наслаждаться радостью супружества, ибо тогда можно опытно познать, что такое «идеальный муж».

Перед многими застенчивыми и скромными православными юношами встаёт вопрос: как познакомиться с девушкой-христианкой? Как преодолеть стеснительность?

Во-первых, об этом нужно молиться. Во-вторых, нужно жить достойно этого знакомства. Некоторые преодолевают стеснительность, употребляя горячительные напитки, и, захмелев, подходят к девушке. Но это не для нас.
Если у вас чистые помыслы, то можно помолиться так: «Матерь Божия, Пречистая, Ты Сама управи ко благу то, что у меня на сердце. Сама благослови! Пусть это будет под Твоим покровом!» Потом подойдите к девушке и скажите:
– Простите, я тоже хожу в этот храм. Меня зовут Алексей, а вас как зовут?
Она скажет:
– Лена.
– Какое хорошее имя! А вы знаете, что оно означает на древнем языке?
– Нет. 
– Елена – это значит «пламя». Но это не пламя сжигающей страсти, но пламя лампады, чистое молитвенное дыхание души!
После этого она вам скажет:
– Вы сейчас спешите домой?
– Нет.
– Может быть, вы меня проводите? А то мне нужно к экзамену готовиться...
– Ну конечно! Охотно!
В трамвае вы заплатите за неё и за себя. Она возразит:
– Да не надо, у меня есть проездной!
– Ну что вы! Позвольте вам послужить!
– Благодарю вас! Это очень мило с вашей стороны…

***
И ещё несколько вопросов, относящихся к нашей теме. 
«Как относиться к тому, что между женихом и невестой большая разница в возрасте?»

Бывает и такое, но священник должен отнестись к этому внимательно и не спешить с благословением. Это один из самых сложных вопросов пастырской практики, поэтому главное не спешить. Случается, что любовь таинственно объединяет людей, имеющих большую возрастную разницу.

«Что делать тем, чья любовь безответна и безнадёжна?»

Бог любит нас гораздо более, чем мы любим самих себя. С безответной любовью нужно смириться, ибо Сам Бог не попускает свершиться тому, что будет для нас неполезно. Молиться при этом можно так: «Господи! Даруй мне этого человека!», но затем необходимо прибавлять: «Но да будет святая воля Твоя!»


***

Обручение в древности совершалось отдельно от самого венчания. Предваряет обручение помолвка. В наше время существует возможность вернуться к этой полноте. Каким образом? Помолвка – это знакомство семей. Помолвка есть объявление родителям о созревшем намерении. Во время помолвки родители жениха и невесты знакомятся друг с другом, они могут пригубить бокал вина за счастье молодых. Во время помолвки родители совершают важнейшее дело: благословляют жениха и невесту на будущий брак для того, чтобы на молодых сбылись слова Библии: Благословение отчее утверждает домы чад (Сир. 3, 9).
По древнему византийскому кодексу, брак, заключённый втайне от верующих родителей, даже не считался браком. 
В IV столетии такое венчание могло быть признано недействительным.

Сейчас времена другие, случается, что родители –  неверующие люди, но всё-таки, если говорить об общей стезе, то утверждение нашего намерения благословением родителей –  необходимое условие, без которого невозможна полнота радости брачующихся.

«А если жениха и невесту благословили невенчанные родители, действительно ли их благословение?»

Молитва матери из огня изымает и со дна морского подымает. Родители сердцем благословляют, пусть даже они не венчаны, но Бог даровал их вам, единственных и неповторимых.

Перед помолвкой родители заранее готовят икону для благословения. Благо, если в доме есть родовая икона, намоленная святыня бабушки или прабабушки. Но даже простая иконочка становится чудотворной в материнских руках, когда мама, с трудом сдерживая волнение, подходит к жениху и невесте и произносит те слова, которые ей подсказывает Сам Бог: «Дети, да благословит вас Господь!»

Это материнское благословение – икона должна как величайшая святыня передаваться из рода в род. Такую икону нельзя продать, подарить. Нужно считать величайшим счастьем, если, заинтересовавшись предметами веры, молодёжь узнает, что такая икона существует. Может быть, она хранится на полатях или в сундуке... Её необходимо отреставрировать и поставить на самое видное место.

Святой образ – хранитель домашнего очага. Само сознание того, что перед ним молилась бабушка о своём супружеском счастье, сделает икону драгоценнее всех аудио- и видеосистем, которые загромождают наше жилище.

Сказанное выше касается помолвки, после которой в храме совершается обручение. Когда все хлопоты завершены, жених и невеста в назначенное время прибывают в храм. Как правило, они поставляются священником в притворе или в передней части храма. Священник исходит из алтаря в белоснежных ризах и приближается к жениху и невесте, невеста встаёт слева, жених – справа. В руках пастыря – Евангелие и крест. Крест символизирует собою супружескую жизнь, а Евангелие – Закон Божий, который супруги призваны исполнять и духом, и душой, и телом. Сначала батюшка подходит к жениху и, взяв его за руку, подводит к невесте, после чего соединяет их руки, поставив в центре притвора для чтения молитв о будущем супружеском счастье. В соответствии с русской традицией, обручение являет собой наложение супружеских клятв. На изменившего своё решение после обручения смотрели как на согрешившего. Обручение являет собой образ духовного и душевного, но ещё не телесного единства будущих мужа и жены.
– Миром Господу помолимся.
– О свышнем мире и о спасении душ наших Господу помолимся.
– О рабех Божиих (имена), ныне обручающихся друг другу, и о спасении их Господу помолимся.
– О еже подати сим чадам во приятие рода и о всем яже ко спасению прошения, Господу помолимся...

Протоиерей 
Артемий ВЛАДИМИРОВ