Александр Крутов - Слово редактора - Воскресение

Какими мы будем после воскресения? Для нас, православных, нет сомнения, что «будет воскресение мертвых, праведных и неправедных» (Деян. 24, 15). «Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его» (1 Кор. 15, 21–23). «Если нет воскресения мертвых, то тогда и Христос не воскрес» (1 Кор. 15, 13), – говорит апостол Павел неверующим или сомневающимся.

Но какими же будут тела воскресших людей? Конечно, никто кроме Господа не может этого знать. Ему, Творцу всего сущего, принадлежит совершенное знание. Мы же можем всё узнать только при кончине мира. И чтобы наше воображение не занесло в такие тёмные дали, что и не выберешься, самое правильное обратиться к свидетельствам из Священного Писания и святых отцов Церкви. Следование этим источникам способно предохранить от многих соблазнов и заблуждений.

Воскресение охватит всех людей, верующих и неверующих, какого бы вероисповедания они ни были, независимо от их морали и нравственности, национальности, благочестивых и нечестивых, злых и добрых. Но только для одних это будет «воскресение жизни», а для других – «воскресение осуждения».

В Библии не единожды говорится, что смерть подобна длительному, однако не безконечному сну: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан. 12, 2).

Апостол Павел сравнил погребённое тело с посеянным в землю зерном, а взращённый плод, новое зерно, – с воскресшим телом: «То, что ты сеешь, не оживет, если не умрет; и когда ты сеешь, ты сеешь не тело будущее, а голое зерно... но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело... Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное» (1 Кор. 15, 35–40, 42–44).

Значит, при воскресении мёртвых души облекутся не в чужие, а именно в свои тела, вновь сотворённые Богом. Однако эти тела приобретут новые свойства – нетление и безсмертие. «Наше же жительство, – возвещает апостол Филипп, – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его» (Флп. 3, 20–21).

По мнению святых отцов, тела будут светлыми, «тонкими», «лёгкими» и «духовными», способными перемещаться в пространстве. Они будут подобны телу Христа после Его воскресения. Как пишет Иоанн Златоуст, «тело, которое воскреснет, не будет нуждаться ни в крове, ни в одежде. Как пречистое тело Господа вознеслось во время Божественного вознесения, так и наше, которое будет единосущно ему, будет вознесено на облаках».

Тело воскресшего человека освободится от всех последствий тления, от всех увечий и несовершенств. Не будет телесной утомляемости, младенческой недоразвитости, старческой дряблости, увечий и инвалидности, болезненной немощи: «сеется в немощи, восстает в силе» (1 Кор. 15, 35–40, 42–44); «болезни уже не будет» (Откр. 21, 4). Даже если тело было сожжено, изрублено, съедено птицами, зверями, рыбами, превратилось в пепел и прах и рассеяно по ветру, оно воскреснет в целости.

Святые отцы утверждают, что если Господь смог сотворить небо и землю из ничего, то, конечно же, сможет восстановить тела из уже существующих, пусть даже рассредоточенных, перемешанных ходом истории частиц.

Часто приводится пример из жизни величайшего учёного Исаака Ньютона (1642–1727 гг.). Однажды на заседании Королевского общества его попросили ответить на вопрос про воскресение телесное: «Кто же может собрать рассеявшиеся в прахе тела умерших, чтобы образовать новые тела для безсмертных душ?» Ньютон попросил ученика принести горсть железных опилок, обычную грунтовую пыль и смешал их: «Кто выберет эти железные опилки из этой смеси?» Потом он взял большой магнит и стал водить им над смесью. В ней возникло движение, и послышался шелест. Пылинки железа устремились к магниту. Ньютон серьёзно посмотрел на присутствующих и сказал: «Тот, Кто дал такую силу бездушному металлу, неужели не сможет совершить большего? Когда наступит время воскресения, Бог соберёт наши пылинки и воскресит наши тела».

Воскресение «не иное что есть, как восстановление нашего естества в первоначальное состояние», то есть то благодатное состояние человека, в каком он находился до грехопадения.

Поскольку тело станет нетленным и безсмертным, после воскресения оно не будет нуждаться ни в пище, ни в других плотских вещах. Это открыл Сам Иисус Христос, говоря: «Ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» (Мф. 22, 30). «Сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят» (Лк. 20, 35). Так что детей на небесах не будет

Считается, что мужские и женские признаки сохранятся. Ведь Господь, говоря об отсутствии браков в будущем веке, не упомянул об исчезновении полов, не учил, что женщины станут мужчинами или наоборот, либо что место мужчин и женщин займут однополые существа.

Что касается возраста, то на эту тему святой Фома Аквинский писал: все воскреснут так, как если бы им было 32 или 33 года – «в возрасте совершенства». Святой Фома утверждает, что детям будут «добавлены» годы, а старикам «возвращены», – и ссылается на слова апостола Павла: «Доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4, 13).

Преподобный Ефрем Сирин, рассуждая о всеобщем воскресении, подчёркивает, что при воскресении мёртвых все умершие в младенчестве и даже в утробе матери воскреснут «взрослыми»: «В воскресении нет ни больших, ни малых. И преждевременно родившийся восстанет таким же, как и совершеннолетний. Только по делам и образу жизни там будут высокие и славные, и одни уподобятся свету, другие – тьме».

По мысли преподобного Макария Египетского, «Петр останется Петром, и Павел – Павлом, и Филипп – Филиппом; каждый, исполнившись Духа, пребудет в собственном своём естестве и существе».

Священномученик Мефодий Патарский в своей работе о воскресении пишет, что мы не только сохраним свой образ, но и способны будем друг друга узнавать. Это означает, что мы узнаем своих родных и близких.

Только в будущем веке разница между благочестивыми и грешниками станет более яркой и очевидной. Праведники, нравственно уподобившиеся Богу, воссияют боговидной красотой, а на грешниках внешне отобразится мрак их душ, и тела их будут мрачны.

Однако тела праведников также будут различны между собой, равно как и тела грешников, в зависимости от уровня святости или греховности каждого.

Но не получится ли, что язычники, нечестивцы и идолопоклонники, атеисты и некрещёные при воскресении насладятся той же честью, что и христиане? На этот вопрос Иоанн Златоуст отвечает так: «Тела грешников действительно восстанут нетленными и безсмертными, но эта честь будет для них средством к наказанию и мучению: они восстанут нетленными для того, чтобы постоянно гореть, потому что если тот огонь неугасим, то для него нужны и тела, никогда не уничтожаемые».

Это и будет то воскресение осуждения, о котором Христос говорит в Евангелии (Ин. 5, 29).

Так что будем верны Господу и Его святой Церкви!
Христос Воскресе! Воистину Воскресе!

 

Александр Николаевич КРУТОВ, "Русский Дом", №4, 2020 г.