Владимир Николаев - Подвижницы Русского Елеона

 

 

К 100-летию образования Русской Православной Церкви за границей

 

Одним из главных символов Русской Зарубежной Церкви является ставропигиальный русский святой Спасо-Вознесенский Елеонский женский монастырь во Святом Граде Иерусалиме. При его создании число сестёр в святой оби-тели доходило до 300, но к началу 50-х годов, после тяжелейших испытаний мировыми войнами и страшными потрясениями, число насельниц стало резко убавляться. Руководство РПЦЗ направило в 1951 году на спасение обители двух замечательных святых людей – отца архимандрита Димитрия (Биакая), ставшего начальником Русской духовной миссии за границей, и игуменью Тамару (великую княгиню императорской крови Татьяну Романову-Багратион-Мухранскую). Эти два великих подвижника и спасли по молитвам ко Господу и Божьей Матери исторический библейско-евангельский Елеон от разорения, запустения и гибели.

Отец Димитрий и матушка Тамара стали активно привлекать местное арабское православное население для пополнения обители. Православные арабы в достаточно большом количестве проживали тогда на Святой Земле, в Палестине. По благословению местного православного арабского духовенства в монастырь стали принимать арабских девочек-воспитанниц для восприятия ими сначала послушничества, а потом и иноческого подвига.

В 2014 году, во время торжеств Святой Пасхи, я познакомился на Русском Елеоне с монахинями, русскими арабками матушками Рафаилой (Лел) и Тамарой (Хури).

Монахиня мать Рафаила является в настоящее время после игумении самой почётной насельницей обители. В прошлом году исполнилось 65 лет безпрерывного её насельничества на Святом Русском Елеоне. Авторитет её на Елеоне таков, что по милости Божией ей доверено ответственнейшее послушание – быть наместницей (заместителем) игумении монастыря на время отсутствия и болезни настоятельницы и первым членом Духовного собора монастыря. Мать Рафаила имеет право ношения наперсного креста золотистого цвета. Этого права удостаиваются, после игумении, только самые почётные и авторитетные монахини.

Как рассказывала мне мать Рафаила, окончив 6-й класс арабской общеобразовательной школы в родном палестинском Наблусе, она решила по благословению своего духовника поступить воспитанницей в Елеонский монастырь, чтобы в последующем остаться в нём насельницей, монахиней. При этом, что интересно, в школе, которая, конечно, была мусульманской, будущая матушка Рафаила лучше всех знала Коран и имела отличную оценку по его знанию. Но сердце девочки уже с рождения принадлежало только Православию: с 1954 года она в Елеонском Иерусалимском монастыре.

По воспоминаниям матери Рафаилы, она и молодые сёстры, русские арабки, были нагружены самыми различными послушаниями – пели на клиросе, читали во время службы, ухаживали в больничке за немощными сёстрами, убирали монастырскую территорию от мусора, который накидывали соседи-мусульмане за ограды монастыря, траву резали серпами, а не мотоблоками, как сейчас...

Отец Димитрий и матушка Тамара полностью заменили русским арабкам их родителей: заботились о грамотности подопечных и нанимали им учителей русского и английского языков, отец Димитрий лично преподавал русским арабкам Закон Божий, церковную историю, молодых насельниц регулярно осматривали врачи. Авторитет отца Димитрия был непререкаем. Матушка Тамара, несмотря на то, что была старше отца Димитрия на целых 18 лет, считала себя его духовной дочерью. Он был образован, необыкновенно начитан, эрудирован. Приложил массу усилий, чтобы хрущёвская безбожная советская власть не захватила ни Святой Русский Елеон, ни Святую Русскую Гефсиманию, ни другие святые обители РПЦЗ на Святой Земле в конце 50-х годов прошлого века. Руководство РПЦЗ в 1958 году наградило отца Димитрия за выдающиеся заслуги перед церковью правом архиерейской чести – правом служения на орлеце с архиерейскими дикирием и трикирием. Это единственный случай такой почести начальнику Русской Духовной миссии в XX веке.

 

Я как-то спросил у матери Рафаилы: очень тяжело нести послушание в монастыре? На что она ответила, что послушание требует сосредоточения и обязательно молитвы. Иисусова молитва и «Богородица» всегда должны сопровождать любого инока или монаха. Мать Рафаила поведала, что «Иисусова» и «Богородица» помогли ей освоить дело вышивания.  

Кропотливейший и мастерский труд! Вышивка матери Рафаилы вошла в историю. Ею лично был вышит знаменитый голубой киот на чудотворную мироточивую Иверскую Монреальскую икону Божией Матери, которую хранил знаменитый на весь мир мученик брат Иосиф Муньос, убитый изуверами осенью 1997 года в Греции. Мать Рафаила вместе с помощницами вышила необыкновенной красоты плащаницу Успения Божией Матери, которая спасла монастырь от безденежья в 1997 году. Вырученные от продажи этой плащаницы деньги сразу облегчили критическое финансовое положение обители.

Предметом особого уважения к матери Рафаиле является её регулярное, с 1982 года, пономарничество в Спасо-Вознесенском соборе обители. Необходимо встать рано утром и подготовить собор к богослужению, расставить все необходимые церковно-богослужебные предметы в их чистоте и блеске, возжечь свечи, в необходимых случаях подавать духовенству кадило, сопровождать духовенство с выносными свечами во время чтения Святаго Евангелия, подавать звонок к колокольному звону в нужных местах богослужения, поддерживать евхаристическим платом Чашу во время причастия... Был случай, когда новопоставленному молодому священнику, сконфузившемуся и не знающему, как вести службу, мать Рафаила, как опытный подсказчик, чётко указывала весь богослужебный ход его действий: куда встать, какой возглас подать, какое действо совершить…

Мать Рафаила – великая Елеонская подвижница, хотя сама она так о себе никогда не скажет. В 2021 году наместница мать Рафаила, русская арабка, помоги ей Господи, будет отмечать своё 80-летие. Пожелаем матери Рафаиле от всего сердца милости Господа и Его Матери, крепости её здоровья, во всём благого ей поспешения в делах монастырских на благо родного ей Святого Русского Елеона и родной Русской Зарубежной Церкви Христовой!

Русскую арабку, монахиню мать Тамару (Хури), я увидел впервые на Елеоне в пасхальные дни 2011 года. Обратил внимание, что среди насельниц обители выделяется одна очень почтенного вида монахиня-арабка. Чувствовалось в ней особая старая закваска, некое аристократическое воспитание.

Мать Тамара (Хури) на сегодняшний момент самая старая по стажу насельничества в русских святых монашеских обителях монахиня всего православного Святаго Града Иерусалима и всея Палестины. Из отмечаемых ею в этом году 80 лет 72 года мать Тамара подвизается в русских монашеских святых обителях Иерусалима. По рассказам матери Тамары, она ведёт своё происхождение из очень благородного священнического рода Хури – по-русски – Поповых. Её отец, дядя и другие славные предки были арабскими православными священниками. Её родной брат Димитрий Хури является ныне епископом братской Антиохийской Православной Церкви в США. Своими непосредственными учителями и великими авторитетами мать Тамара считает прежде всего свою родную тётю, монахиню Феоктисту (Ягнам), игумению матушку Тамару (Романову-Багратион-Мухранскую) и отца Димитрия (Биакая). В конце 50-х годов мать Тамара была принята матушкой Тамарой на Святой Русский Елеон, где проживает и ныне. Несмотря на то, что в 2014 году мать Тамару по воле Божьей поразил тяжкий недуг, и она до сего времени находится на одре своей тяжкой болезни, тем не менее она по-доброму вспоминает светлые годы насельничества на Святом Русском Елеоне и игумению матушку Тамару.

Весь облик матушки Тамары, поведение и сущность говорили о богоизбранности её для Святаго Русского Елеона. Матушка Тамара никогда не посмела унизить или оскорбить насельницу, пользуясь своим высоким положением игумении. Став монахиней, полностью забыла, что она бывшая великая княгиня императорской крови. Она создала себе крайне скромный быт из простейших вещей, среди которых были деревянный переносной умывальник и деревянные ложка и тарелка… Матушка Тамара полностью преобразила духовную и материальную жизнь монастыря, привлекла православных арабок к насельничеству, укоренила русские православные традиции, обучала сестёр грамоте, привлекала местное православное арабское население к материальной поддержке обители, находила европейских спонсоров для материальных преобразований на Елеоне. Это была одна из самых ярких фигур среди монашествующих насельниц на Святом Русском Елеоне вплоть до своей смерти в 2012 году в возрасте 90 лет. 

Мать Феоктиста была правой рукой, помощницей, а затем наместницей матушки Тамары 25 лет, а потом безпрерывных 45 лет в помощниках игумении и наместницам. Это своеобразный рекорд подобного служения на Святом Русском Елеоне. Мать Феоктиста хорошо говорила по-русски, вышивала церковную утварь, прекрасно пела на клиросе, писала иконы. Всему этому она обучила и свою племянницу Тамару (Хури) и других сестёр. 

В настоящее время в Елеонской Иерусалимской обители Русской Православной Церкви за границей Московского Патриархата проживают и подвижничают оставшиеся всего несколько русских арабок, которых приняли матушка Тамара и отец Димитрий в 50-60-е годы прошлого века: наместница мать Рафаила (Лел), мать Тамара (Хури), мать Христина (Диаб), мать Вероника (Рахеб), мать Магдалина (Арихани), мать Екатерина, мать Анастасия, сёстры Евлалия и Неонила (Абутон). Пожелаем им покровительства Божьего, здравия, спасения и во всём благого поспешения.

О значении русских арабок для Святого Русского Елеона справедливо сказал нынешний наблюдающий от Синода РПЦЗ МП за РДМЗ на Святой Земле митрополит Берлинский и Германский Марк (Арндт): «Мы благодарны русским монахиням-арабкам Елеона за то, что они сохранили для Русского Зарубежья и для всего мира Святой Русский Елеон. Без их подвижнических   усилий это невозможно было бы сделать. Спаси Господи за их труды!» 

Владимир Александрович Николаев,
многолетний паломник Святого Русского Елеон