Протоиерей Александр Шаргунов - Время сражений и пустыни

Архив: 

 

 

  2 МАРТА – начало Великого поста

 

Великий пост – исключительно благодатное время для борьбы с нашими грехами. Обретения твёрдой решимости жить подлинной жизнью. Так должны мы войти в течение сорока дней в дух поста, чтобы в пасхальную ночь, в ежегодную нашу весну, Церковь навсегда вырвала нас из состояния уныния, угрожающего вечным отвержением от лица Господня. Великий пост – время, где дышит Дух Святой. Но это также время сражений и пустыни. А для нас – время подготовки к новому крещению Духом. Покаянием – вторым крещением – должны мы родиться свыше, узнать, что во Христа крестившись, мы во Христа облеклись.

Первое событие в жизни Спасителя после Крещения – когда Дух Святой видимым образом сошёл на Него – изведение Его Духом в пустыню. На этот раз Дух Святой открывается не в веянии тихого ветра, а в бурном вихре. И мы сейчас тоже как бы перенесены Духом Святым из наших серых будней и поставлены здесь в храме, чтобы начать Великий пост. Духу Святому надо сотрясти нас, поднять, унести далеко вперёд, вернуть к жизни. Он зовёт нас к строгому самоиспытанию в течение этих сорока дней. Дух врывается в Церковь бурей, чтобы пробудить нас от нашего сна: «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши?» Будет ли использована нами эта благоприятная возможность стать христианами? Господи, Душе Святый, куда Ты ведёшь нас?

Пустыня – это не просто уединённое место, удалённое от шума толп. Это место сокровенной встречи с Богом. Но также – суровой встречи с Богом. И суровой встречи с самим собой, испытание способности быть наедине с собою. Место встречи с искушениями, как это было у Господа, – с голодом, холодом, дикими зверями. В мире, где шум машин смешивается с завыванием радио и телевидения, – как нуждаемся мы в этих оазисах тишины, чтобы возвратиться к Богу!

Пост – это прежде всего алкание и жажда Бога, а не воздержание от сливочного масла. Уединение существует для тех, кто жаждет Бога Живого. Пусть в наши молитвы Великого поста войдёт хоть немного от этой святой тишины, которая наполняет сейчас наши храмы!

В мире, который не верит больше в существование греха, но скорее на-деется на бесов, как важно осознать, что вся жизнь человеческая есть сражение против зла! Однако наши главные враги – в нас самих. И диавол не забывает никогда никого из принявших крещение. Сам Христос подвергается искушению сразу же после крещения. Принять крещение – не значит обрести защиту от искушений. Напротив, диавол ненавидит более всего во Христа крестившихся. Мы знаем, какие сражения он вёл против святых – тех, кто был более совершенным образом Сына Божия. Кто из нас может надеяться, что диавол обойдёт его, если он искушал Самого Господа? Если диавол оставляет нас в покое – не оттого ли это, что он уже перетянул нас на свою сторону? Может быть, он видит, как предательски равнодушны мы бываем порой к тайнам Церкви и ко Кресту Христову и готовы вступить в содружество с врагами истины?

Уготовимся к искушениям Великого поста и будем благодарить Бога за этот дар. Через искушения нам дано будет узнать, насколько мы хрупки и немощны, и таким образом начать учиться смирению. Только смирение сможет привести нас к Создателю нашему. Пустыня и уединение – подходящие места для искушений. Бог и диавол посещают нас, потому что знают, что найдут нас там такими, какие мы есть на самом деле.

Дух Святой ведёт Христа через пустыню. Здесь когда-то Он вёл богоизбранный народ во время долгого, в течение сорока лет, странствования по пустыне, уготовляя его для благовестия о спасающем человечество Боге. Святые отцы часто сравнивают сорокадневный Великий пост с этим сорокалетним шествием к земле обетованной.

Великий пост требует поворота на сто восемьдесят градусов. Мы должны обратиться к Богу, к самой сути нашей жизни, отвернуться от пустот, заполняющих наши умы и сердца. От всех ложных ценностей, которыми живёт мир. Например, от денег, которые отравляют кровь не только грабителей, но и самые благородные сердца.

Обратиться, покаяться – значит принять наши грехи всерьёз, потому что мы приняли Бога всерьёз. Исполниться решимости оставить наши грехи раньше, чем они оставят нас. Мы должны предупредить нападение на нас тёмных сил, непрестанно осаждающих человеческие сердца. Открыться действию Духа Святого, потому что наш корабль поднимает сегодня свои паруса навстречу Божественному дуновению. Такой корабль не может сдвинуться с места без ветра. Но и ветер ничего не может сделать, если плывущие на корабле не поднимут паруса.

Какое дыхание Духа в этих первых богослужениях Великого поста! Какие слова! Как раскрывается глубина нашего грехопадения! И какая надежда подаётся нам! Сколько грешных людей стали святыми благодаря Великому покаянному канону преподобного Андрея Критского! А разве не те же самые слова слышим и мы? Почему же не стремимся стать, как они? Обратиться, покаяться – значит услышать в себе этот призыв Господень к святости, обращённый ко всем. Христианин, не стремящийся к святости, – недостоин носить имя христианина.

Пост ради поста не имеет никакого смысла. Настоящий пост – переход, который совершается, как мы услышим в конце, – от смерти к жизни и от земли к небесам.

Протоиерей Александр Шаргунов