Валентин Лебедев - Бог и русский народ – в Конституцию России!

Архив: 

Святейший Патриарх Кирилл выступил с заявлением о необходимости внесения в Конституцию России упоминания о Господе Боге. Это абсолютно необходимо со всех точек зрения, в том числе и международно-правовой.

Так, упоминание о Господе Боге, традиционном вероисповедании и государствообразующей нации (вместе или раздельно, «пакетно» или частично) имеются в Конституциях или заменяющих её государствообразующих законодательных актах Германии, Греции, Польши, Израиля, Швейцарии, Норвегии, Ирландии, Дании, Аргентины, ЮАР и др.

Конституционное закрепление о христианских ценностях как основе государства и общества и христианского учения о семье как союзе мужчины и женщины, и о том, что жизнь человека начинается с момента зачатия, а не рождения (следовательно, аборт является убийством), мы читаем в новой Конституции Венгрии, принятой при христианском консерваторе Викторе Орбане. В этой же Конституции закреплена норма о предоставлении венгерского гражданства каждому человеку, считающему себя принадлежащим к венгерскому народу.

Предложение Святейшего Патриарха Кирилла является весьма скромным по сравнению с уже существующими упоминаниями о Боге в Конституциях Греции и других государств Европы. Приведём некоторые из них.

Конституция Болгарии

Статья 13, пункт 3.
«Традиционной религией в Республике Болгарии является восточно-православное вероисповедание».

Конституция Польши

Преамбула.
«...мы, Польский Народ – все граждане Республики, как верующие в Бога, <…> благодарные нашим предкам за их труд, за борьбу за независимость, стоившую огромных жертв, за культуру, укоренившуюся в христианском наследии Народа и общечеловеческих ценностях <…>».
Статья 25.
«...Отношения между Республикой Польша и Католическим костёлом определяются международным договором, заключённым с Апостольским Престолом, и законами.
Отношения между Республикой Польша и иными церквами, a также вероисповедными союзами определяются законами, принятыми на основании договоров, заключённых Советом Министров с их соответствующими представителями».
 
Конституция Греции

Преамбула.
«Во имя Святой, Единосущной
и Нераздельной Троицы».
Статья 3.
«1. Господствующей в Греции религией является религия восточно-православной Церкви Христовой. Православная Церковь Греции, признающая своим главой Господа нашего Иисуса Христа, неразрывно связана в своих догматах с Великой константинопольской Церковью и со всякой другой единоверной Церковью Христовой, неуклонно соблюдает, так же как и они, святые апостольские и соборные каноны и священные традиции. Она является автокефальной и управляется Священным Синодом архиереев, находящихся на церковной службе, и избираемым ими Постоянным Священным Синодом, который создаётся в порядке, определяемом уставом Церкви, с соблюдением положений Патриаршего тома от 29 июня 1850 года и акта Синода от 4 сентября 1928 года».
 Статья 13.
«Всякая известная религия свободна, и отправление её культовых обрядов осуществляется безпрепятственно под охраной закона. Отправление культовых обрядов, оскорбляющих общественный порядок или нравственные нормы, не допускается. Прозелитизм запрещается».
 
Конституция Норвегии

§ 2. Часть 2. 
«Евангелическо-лютеранская религия является официальной государственной религией. Исповедующие её жители обязаны воспитывать в ней своих детей».
 
Конституция Испании

 Статья 16, часть 3. 
«Никакое верование не может иметь характера государственной религии. Публичные власти должны принимать во внимание религиозные верования испанского общества и поддерживать вытекающие из этого отношения сотрудничества с католической церковью и другими конфессиями».

Конституция Ирландии (от 29 декабря 1937 года)

Преамбула.
«Во имя Пресвятой Троицы, от которой исходят все власти и к которой как к нашей последней надежде должны быть направлены все действия человека и Государства, Мы, народ Эйре, смиренно признавая все наши обязанности перед нашим Священным Господином Иисусом Христом, который поддерживал наших отцов в столетиях испытаний <...>».
Статья 6.
«1. Все власти – управления, законодательная, исполнительная и судебная – в соответствии с Божьим велением исходят от народа, который вправе назначать правителей государства и решать все вопросы государственной политики в соответствии с требованиями всеобщего блага».
 
Конституция Мальты

Статья 2.
«Государственная религия.
(1) Религией Мальты является римская католическая апостольская религия.
(2) Органы Римской Католической Апостольской Церкви обязаны и имеют право учить, какие принципы справедливы и какие ошибочны.
(3) Религиозное учение римской католической апостольской веры должно преподаваться во всех государственных школах как часть обязательного образования».

Конституция Исландии

Статья 62.
«Евангелическо-лютеранская церковь является государственной церковью и как таковая пользуется поддержкой и покровительством государства».

Конституция Дании

Часть 1, пункт 4. 
«Евангелическая лютеранская церковь является официальной церковью Дании и как таковая пользуется поддержкой государства».

Конституция Аргентины

Статья 2 закрепляет положение, по которому Федеральное правительство поддерживает Римскую апостольскую Католическую Церковь.

Конституция Италии 

В Италии, где Церковь официально отделена от государства, последнее регулирует свои отношения с католической религией при помощи специальных соглашений и законов, в частности «Нового Конкордата» 1984 года. Однако и здесь в самой Конституции основная религия страны названа и определена: «Государство и Католическая Церковь независимы и суверенны в принадлежащей каждому сфере» (статья 7). Следовательно, Конституция делит все религии на два разряда: «католическая» (ст. 7), с которой государство заключает Конкордат, и некатолические религии.

Все вышеуказанные государства (за исключением Израиля, не стесняющегося религиозного характера своей государственности) являются светскими, однако «компрадорское лобби», отчаянно борющееся с православным возрождением России, сознательно подменяет смыслы, называя светским чаемый только ими режим «секулярного тоталитаризма».

Подавляющее православное большинство граждан России и лидеры её традиционных конфессий безусловно поддержали позицию духовного лидера Русского мира Святейшего Патриарха Кирилла по «божественным» поправкам в Конституцию. И на этом фоне смешными выглядят отговорки немногочисленных противников патриаршей поправки о том, что её внесение якобы нарушит права атеистов. Во-первых, разумные и патриотичные неверущие люди признают факт значения Православия для России, и отождествление их с агрессивными богоборческими фанатиками и русофобами, выступающими против Патриаршей инициативы, оскорбительно. Во-вторых, подобные утверждения смешны, так как по этой аналогии из Конституции нужно убрать упоминание о частной собственности из-за того, что в России есть приверженцы коммунистической идеологии, её отрицающие.

Упоминание в российской Конституции о Боге, Православии и традиционных конфессиях неотделимы от упоминания государствообразующего разделённого русского народа и его праве на воссоединение. Очевидно, что это не несёт никакой угрозы народам России и это также имеет прецеденты в международно-правовом опыте. Например, правовая норма о праве разделённого народа на воссоединение была закреплена в Конституции ФРГ, принятой при канцлере Конраде Аденауэре, где говорилось о том, что воссоединение разделённого немецкого народа является целью внешней политики ФРГ.

С предложением о закреплении статуса русского народа в Конституции выступили уже четыре иерарха Русской Православной Церкви. Член Рабочей группы по поправкам в Конституцию и Союза православных граждан Богдан Беспалько предложил внести поправки о разделённом русском народе РФ, Белоруссии и Украины, исторической Великой, Малой и Белой Руси и мерах по его воссоединению.

Но наиболее юридически проработанные проекты поправок внёс первый заместитель Комитета по делам СНГ, Евразийской интеграции и соотечественников и член нашего Союза православных граждан Константин Затулин. Его поправка в преамбулу Конституции России звучит так: «Мы, русские, в союзе с другими братскими народами сплотившиеся в многонациональный народ Российской Федерации»!

По нашему мнению, это соответствует исторической действительности и отражает важность подтверждения субъектности русского народа в Российской Федерации. Эта поправка никоим образом не задевает равенства представителей русского и других народов России перед законом!

Валентин Владимирович ЛЕБЕДЕВ,
председатель Союза православных граждан