Алексей Селиванов - Русский, опередивший время

Архив: 

 

20 марта 1890 года, 130 лет назад, умер Александр Фёдорович МОЖАЙСКИЙ

 

XIX веке русские уже строили самолёты. Царь-освободитель Александр II выделял средства на развитие русской авиации. Великий русский учёный Дмитрий Менделеев защищал воздухоплавательные проекты перед государственной комиссией. А сам изобретатель первого русского самолёта, морской офицер Александр Фёдорович Можайский, ещё до создания своего самолёта летал на воздушных змеях, которые поднимались в воздух благодаря конной тяге. Звучит как фантастика. Тем не менее это так.

Мог ли летать самолёт Можайского – с виду такой неуклюжий и неловкий, практически квадратный в плане? Удивительно, но да! В 1876 году Можайский пригласил в петербургский манеж любителей воздухоплавания – фантастическим для того времени делом.

В манеже стояла уменьшенная копия самолёта, разработанного Можайским. Модель самолёта взлетела в воздух и находилась в полёте, пока в двигателе не кончился завод. А это значит, что схема самолёта была вполне реальной, и полноразмерный аппарат по своим аэродинамическим качествам вполне мог летать. Модель Можайского взлетела с прикреплённым к ней грузом – офицерским морским кортиком. То есть самолёт по своим аэродинамическим качествам вполне мог нести людей и полезную нагрузку.

Тогда, в 1876 году, газета «Кронштадтский вестник» написала: «Изобретатель весьма верно решил давно стоявший на очереди вопрос воздухо-плавания. Аппарат при помощи своих двигательных снарядов не только летает, бегает по земле, но может и плавать. Быстрота полёта аппарата изу-мительная; он не боится ни тяжести, ни ветра и способен летать в любом направлении...»

После испытаний авиатор приступил к созданию полноразмерного самолёта в натуральную величину. Тогда он именовался «воздухоплавательным снарядом», но имел все пять основных частей современного самолёта: силовую установку (паровые машины и винты), фюзеляж, неподвижное крыло (моноплан), хвостовое оперение (стабилизатор, рули высоты и киль) и шасси. Изобретателями аэроплана Запад называет братьев Райт, но аэроплан братьев Райт имел только две части современного самолёта (силовая установка и крыло). Это означает, что Можайский был блестящим теоретиком, опередившим своё время. Он первым в мире дошёл до современного облика самолёта. Не этажерки с дюжиной крыльев, не странной птицы с машущими крыльями, а классического самолёта с крылом-монопланом, фюзеляжем-лодкой, винтами и силовой установкой.

Александру Фёдоровичу оставалось найти только двигатель для своего самолёта. Это было самой сложной задачей, поскольку в его эпоху основным направлением развития двигателей было паровое. Самолёт на паровом двигателе – это и сегодня является фантастикой. За паровой установкой Александр Фёдорович отправился в Америку и Англию. Паровых установок нужно было две: одна – для тянущего винта, другая – для двух толкающих. Хитрые американцы потребовали у русского оставить им чертежи самолёта на длительный срок, чтобы построить по его образцу свои самолёты. Но учёный отказался, заказав машины в Англии и самостоятельно возглавив их разработку. Тем не менее утечка информации произошла, и западная пресса сообщила, что «русский капитан Можайский строит летательные машины для русского императорского флота».

Инженер создал двигатель, но на командировки и его создание ушли все выделенные русским государством средства. Построить летающую машину Можайскому помогли состоятельные сограждане – принц Ольденбургский, граф Воронцов-Дашков и даже генерал Скобелев.

Первый в мире полноценный самолёт родился под Петербургом, практически там же, где спустя 28 лет возникнет первая в России лётная школа. Испытание самолёта проводилось 20 июля 1882 года в Красносельском лагере. Поскольку паровые установки были тяжелы и недостаточно мощны, самолёт совершал свой разбег со специального наклонного помоста. По сообщениям очевидцев, самолёт поднялся в воздух и со скоростью около 45 км/ч пролетел по прямой над полем около ста саженей. Затем самолёт накренился и задел крылом землю, при этом крыло и шасси сломались…

Можайский, будучи уже пожилым человеком, ушёл в отставку в чине генерала. Так государство оценило его опыты. В 1886 году Александр Фёдорович добился постройки на Обуховском заводе двух двигателей по 20 лошадиных сил с паровым котлом, один из которых был готов к 1887 году. Лишь смерть оборвала опыты изобретателя. А первый русский самолёт и его модели были вывезены в имение Можайских под Вологду, где в революционные годы были разломаны красноармейцами…

Развитие техники и двигателей в XIX веке ещё не позволяло создать полноценный самолёт. Но схема полноценного самолёта была впервые в мире создана нашим соотечественником, морским офицером Александром Фёдоровичем Можайским. Можайский внёс колоссальный вклад в развитие авиации, его наследие было впоследствии достойно оценено отцом русской авиации, профессором Жуковским. Россия может гордиться своими изобретателями и испытателями.
Мы – передовой народ в освоении неба.

Алексей Селиванов