Владимир Басенков - «Претерпевший до конца спасён будет»

Архив: 

 

22 марта 320 года, 1700 лет назад, приняли мученическую кончину 40 римских воинов-христиан

 

 


История

Несмотря на то, что в 313 году Константин Великий подписал закон о свободе вероисповедания в Римской империи, его соправитель язычник Ликиний имел жёсткую религиозную нетерпимость. На подвластных ему территориях велись гонения на христиан. Кроме того, Ликиний готовился к войне против Константина, а в христианах видел своего рода «пятую колонну».

В армянской Севастии стояло римское войско. Среди легио-неров Ликиния был и отряд каппадокийцев-христиан, которых военачальник по имени Агриколай принуждал принести жертву идолам. Но воины отказались. Каппадокийцы были хорошими ратниками, вероятно, потому их изначально не намеревались подвергать гонениям, но уловками пытались заставить отвернуться от своей веры. Для острастки Агриколай на одну ночь заключил воинов в темницу. По преданию, во время ночной молитвы каппадокийцы услышали голос: «Претерпевший до конца, тот спасён будет».

Наутро Агриколай, рассчитывая, что сумел припугнуть воинов, пустил в ход лесть. Военачальник предложил каппадокийцам за отречение снискать честь и расположение самого императора Ликиния. И воины вновь отказались. На этот раз наказание не заставило себя ждать, и стойких ратников снова бросили в темницу.

Спустя неделю в Севастию прибыл чиновник Ликиния по имени Лисий. В его задачу входило разбирательство по делу каппадокийцев. Во время суда, проводимого Лисием, воины отказывались отречься от веры и словами свидетельствовали о готовности умереть. Тогда легионеров было приказано побить камнями. Но ни один камень в них не попал, зато угодил в лицо военачальнику Агриколаю. 40 воинов вновь отправили под стражу.

В ночь перед заключительным судом на молитве каппадокийцы в очередной раз услышали голос: «Верующий в Меня, если и умрёт, оживёт. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные».

Состоявшийся на следующий день суд не принёс мучителям результатов: легионеры не отрекались от своих убеждений. Тогда мучителями было принято решение подвергнуть их тяжкому наказанию. К слову, оно не было неотвратимым. Каждый из каппадокийцев мог в любой момент его прервать и продолжить жить привычной жизнью. Условие было одно: отречься от Христа.

Воинов вывезли на Севастийское озеро. Стоял сильный мороз, и обнажённых воинов вытолкнули на лёд, оставив под наблюдением стражников на всю ночь. Для тех, кто передумает, соорудили и затопили баню на берегу. В первом часу ночи один из каппадокийцев не выдержал усилившегося мороза и бросился в тёплое строение. Но он умер на пороге бани. А уже через два часа случилось немыслимое: ночную мглу озарил свет, на озере растаял лёд, а вода в нём стала тёплой.
Несущий дозор стражник по имени Аглаий увидел над головами стоявших в озере воинов светящиеся венцы. Всё то, что он увидел в эту ночь: стойкость каппадокийцев, мгновенную смерть их усомнившегося соратника, чудо растаявшего озера и, наконец, таинственное свечение, – не оставило сомнений. Аглаий сообщил своим товарищам, что теперь он – христианин, и бросился в воду.

Утром к озеру прибыла делегация истязателей. Они с удивлением обнаружили каппадокийцев невредимыми. Кроме того, к ним присоединился и один из стражников. Стояв в растаявшей воде, 40 человек радостно славили Бога. Пришедшие в бешенство мучители решили убить христиан. По преданию, им перебили голени и сожгли, а останки бросили в озеро, чтобы братья по вере не смогли предать их земле по обычаю веры.

Через три дня мученики явились во сне Севастийскому епископу Петру и повелели похоронить их подобающим образом. Ночью владыка со своими клириками собрал останки и совершил погребение.

Народные традиции в России

Самой главной, дошедшей до наших дней, остаётся традиция печь на праздник 40 Севастийских мучеников «жаворонков». В народе считалось, что именно в этот день из тёплых стран на родину возвращались жаворонки.

Птицу воспринимали как символ дерзновения и смирения Богу одновременно. Причиной такого отношения была манера полёта жаворонка: стремительный подъём ввысь и столь же резкое снижение. Птицы изображали собой песнь славы Господу, вознесённую мучениками, их смирение и устремлённость ввысь, в Царство Небесное, к Господу Иисусу Христу.

Современный взгляд

Жития святых всегда написаны очень аккуратным языком. В совокупности с древностью такая подача порой воспринимается современниками как сказка. Или не воспринимается вообще. Но люди забывают главное: человечество по своей сути с момента грехопадения не поменялось. Вокруг другие декорации и возможности, но не сущность творения Божьего.

40 каппадокийцев – римский спецназ, уважаемый и ценный для армии. 40 брутальных мужиков, которые, согласно преданию, выходили победителями из самых кровопролитных битв. Эти люди с тяжёлым холодным оружием рассекали плоть неприятеля и видели много в жизни… И каппадокийцы были твёрдыми христианами. Легионеры были назваными братьями, их жизнь можно было бы назвать жизнью большой семьи, в которой они поддерживали друг друга и делили все невзгоды. Но вряд ли это была толпа а-ля «пошлые морпехи» из обычного голливудского фильма с разговорами про девочек, нескончаемым стёбом и непристойными криками.

Это профессионалы своего дела, немногословные, твёрдые… и молящиеся. Вера для них была не в воскресенье утром. Посмотрите, им предлагают расположение самого императора. Карьерный рост обеспечен. Слава, деньги, женщины. Нужно только принять участие в принятом в армии жертвоприношении. Всего-то. Обагрить кровью какую-то глыбу. Все так делают, пустяки. Можно и не верить на самом деле, просто сделать это для галочки, чтоб начальство не обидеть. А вот начальство-то (император Ликиний) как раз понимает, что человек без убеждений – это самый удобный расходный материал. Христиане – другое дело. Их вообще ничего так сильно не заботит, как своя вера. Поэтому их надо испытать: если принесёт жертву – ну какой он христианин. Так, следует моде, как и многие. Эту моду легко можно закончить. Простым действом.

Но каппадокийцы отвечают за слова, и верность Богу в молитвах и делах – для них не пустой звук. В каком тоне они ответили Агриколаю на предложение поучаствовать в мероприятии – большой вопрос. Известно, что после отказа их на ночь посадили в тюрьму. И здесь воины приступили к молитве.

Они наверняка уже понимали, чем может закончиться их вроде бы пока безобидный отказ от языческого действа. И первое сообщение от Бога – «претерпевший до конца спасён будет» – дало им это понимание.

Такое явное свидетельство не могло не посеять в сердцах каппадокийцев сомнения. Ведь можно пойти на попятную и остаться в живых. Сорок человек не единый организм, поэтому наверняка воины всё это обсуждали. Возможно, кто-то сомневался, а кто-то был более твёрд. Стойкие братья увещевали маловерных, поддерживали, не давали коллективу дать трещину в важный момент. Для людей были важны убеждения, их вера! На другой чаше весов стояли богатство и слава, но совесть перевесила.

Посмотрим на смелость командира каппадокийцев. На второй день после допроса Агриколай приказал заковать легионеров в кандалы. Но Кирион, их лидер, смело возразил своему военачальнику и надзирателю одновременно. Кирион уже сделал выбор. Этот поступок характеризует его и как командира, и как человека. Нельзя исключать, что духовную жизнь в подразделении он поддерживал не в последнюю очередь.

Последним испытанием для каппадокийцев стало ледяное севастийское озеро. Голых, их выгнали на лёд. А рядом наспех сколотили и затопили баню. Великий соблазн: просто выжить, согреться. Но этот соблазн был и отказом от того, за что уже несколько дней воины страдали. Для изнеженного человека постмодерна страшно представить: голым на морозе! Да можно же было просто обмануть приспешников Ликиния, да ещё и по службе продвинуться! А уж тем более сохранить жизнь и здоровье, ничего себе не отморозив… Усомнился лишь один из них. И умер на пороге бани. А вера мучеников буквально растопила ледяное озеро и нагрела воду.

40 Севастийских мучеников

За воинами наблюдал один из охранявших их. Наверняка самый обычный человек, ходивший на службу и получавший жалованье. А он-то куда полез? – удивится современник. Стражник увидел ВЕРУ. Не красивые речи, льющиеся рекой, а самый настоящий поступок, за которым не было бравады или заблуждения. Чудо стойкости, с ночным светом и растаявшей водой, не оставили сомнения. Стражник в очень короткий промежуток времени взглянул на свою серую, полную страстей жизнь. Наверное, подумал о смерти. Задумался о смысле жизни. О Боге. Принял решение и шагнул в безсмертие.

Праздник памяти 40 мучеников Севастийских – настоящий день православного мужчины. Мужественного, сильного, профессионала своего дела, молитвенника, немногословного и смелого, готового отдать жизнь за Христа.

Мы, современники, порой боимся свидетельствовать о своей вере в комфортных условиях. Гонений нет, а нам страшно перекреститься или поговорить о Боге. Одёрнуть кощунника или вмешаться в беззаконие. Сказать: «Я христианин», зная, что максимум – пальцем у виска покрутят. А они потеряли всё – и не испугались. Нам, современным мужикам, пример. У меня всё. С праздником.

Владимир Вячеславович БАСЕНКОВ