20 марта – день памяти священномучеников херсонесских
Какой тут дышит мир! Какая славы тризна
Средь кипарисов, мирт и каменных гробов!
Рукою набожной сложила здесь Отчизна
Священный прах своих сынов...
А. Фет
В юные годы, когда я увлекался нумизматикой и фалеристикой (собиранием наград), мне не попадался медальон в виде креста чёрного цвета с цифрой 349. Это «крест на крови» защитников Севастополя в Крымскую войну 1853–1856 гг. Награду отчеканили в 1890 году в честь 35-летия героической обороны Севастополя. 349 дней! Когда герои отдавали свои жизни за веру, царя и Отечество.
На северной стороне города расположилось братское кладбище, мемориальный некрополь участников обороны. Тут испытываешь необычайный патриотический подъём. Генералы, адмиралы, офицеры, простые солдаты и матросы – героическая смерть стёрла прижизненные звания и титулы. Титул один – герои.
В те горячие дни войны в одну братскую могилу клали по 50–100 погибших в несколько рядов, пересыпая ряды солдат и матросов землёю и извёсткой. Так и представляется уставший батюшка, который, не переставая, поёт всем «Вечную память». Здесь около 500 братских могил и 123 индивидуальных. Всего – более 127 тысяч погибших героев.
Вот, например, могила погибшего в мае 1855 года в Карантинной бухте генерал-майора Александра Адлерберга. Его сын Николай ночью ушёл искать тело отца, но тоже погиб. Теперь они лежат в одной могиле.
Удивительный Свято-Никольский храм на этом кладбище. Как Голгофа. Он ещё пасхальный кулич напоминает – торжество Воскресения. Храм построен по высочайшему повелению императора Александра II в 1870 году. Внутри церкви плиты с именами погибших. Итальянский разноцветный мрамор дышит благодатью молитв, произнесённых здесь. Внешне храм покрыт следами от пуль и снарядов разных войн, которые видела героическая земля Севастополя.
Здесь, около храма, есть, кроме героев войны, ещё один участок для мёртвых богачей и знаменитостей. Упросил сторожа его открыть. А в этом элитном участке ещё один – за высокой оградой. Это могила младшего сына экс-президента Украины – Виктора Викторовича Януковича (1981–2015).
…Расскажу одну историю. Основал монах на необитаемом острове Джар в Херсонесской епархии (так их назовём) скит безмолвников в честь епископов-мучеников Херсонеса. Храм построил, кельи, крест освятил в честь 1700-летия начала служения священномучеников Херсонесских в Тавроскифии. Но приглянулся остров сыну президента той страны или его окружению. По команде сверху и светские власти той губернии, и духовное её начальство разорили скит...
Говорят, что Виктор утонул, спасая жизни других. Если это так, то Господь подарил ему такую смерть «за други своя» (Ин. 15, 13) ради прощения грехов его. Но так жалко маму Людмилу, потерявшую сына. Думаю, зайду в ограду и заупокойную литию отслужу по р.Б. Виктору, несмотря на прицельные взгляды видеокамер... Нет! Это была не сирена сигнализации. От этого жуткого воя, слышного на полгорода, хотелось упасть на землю и закрыть уши руками. Я выскочил из ограды, но успел заметить дату смерти. Янукович-младший ушёл под лёд озера Байкал 20 марта. Это день памяти священномучеников Херсонесских.
В IV веке в Херсонесе была учреждена епископская кафедра. Как сообщает «Житие епископов Херсонских», в царствование императора Диоклетиана в 300 году (то есть ещё до начала гонения, которое император начал с 303 года) Иерусалимский епископ Ермон для Евангельской проповеди разослал в разные страны многих епископов. Двое из них, Ефрем и Василий, прибыли в Херсонес. Затем Василий был убит в Херсонесе, а Ефрем ушёл проповедовать на Дунай, где перенёс много испытаний, а во время начавшегося гонения был обезглавлен. Узнав об убийстве Василия, Евгений, Елпидий и Агафодор, оставив проповедь в Геллес-понтской стране, прибыли в Херсонес продолжить его святое дело. И были побиты камнями язычниками, разделив участь своего предшественника. Всего мученическую кончину приняли шесть епископов – Василий, Ефрем, Евгений, Елпидий, Агафодор и Капитон.
Архимандрит Варсонофий (Подыма)