Протоиерей Вячеслав Брегеда - Домострой в наши дни

Архив: 

«Домострой», несомненно, является уникальным литературным памятником Руси XVI столетия. Он составлялся для своего времени в соответствии с тогдашним патриархальным укладом. Жизнь семьи устроялась строго по Священному Писанию. «Христос – Глава Церкви, муж – глава жене…» В нём также нашли отражение и опыт народной жизни, и исторически сложившийся порядок в устроении традиционного семейного быта и духовных потребностей. 

«Домострой» охватывал практически все стороны бытия семейного человека того времени, начиная с поучений о молитве и посещении церкви и заканчивая чисто хозяйственными потребностями. Например, как вести домашнее хозяйство и торговые дела, разводить всякую скотину, когда и что покупать, как делать домашние припасы, как принимать гостей и ходить в гости, огородом и садом заниматься, собирать приданое дочери, готовиться к свадьбе и т. д.

Надо сказать, что «Домострой» писался в основном не для простолюдинов. Его читателями были люди высших сословий – бояре, купцы, богатые горожане, то есть те, кто знал грамоту. Во многих разделах присутствуют поучения, как обходиться со слугами, как их наставлять, поучать, поощрять и в случае необходимости наказывать. Главенствующее место в нём занимают поучения об отношениях между супругами. Вот как об этом говорится в некоторых его разделах:

«Следует мужьям воспитывать жён своих с любовью примерным наставлением: жены мужей своих вопрошают о всяком порядке, о том, как душу спасти. Богу и мужу угодить и дом свой подобру устроить, и во всём покоряться мужу; а что муж накажет, с любовью и страхом внимать и исполнять по его наставлению и согласно тому, что здесь писано. Каждый день и каждый вечер, исправив духовные обязанности, и утром, по колокольному звону встав и после молитвы, мужу с женою советоваться о домашнем хозяйстве: на ком какая обязанность и кому какое дело ведено вести, когда и что из еды и питья приготовить для гостей и для себя».

«Домострой» подробно изъясняет, как, например, дом свой украсить святыми образами и в чистоте содержать жильё или как мужу с женою и с домочадцами в доме своём молиться Богу. Просфору, к примеру, рекомендуется «вкушать осторожно, с верой и с трепетом, и крошки на землю не уронить, да не кусать зубами, как поступают иные…»

О наказании за провинности детей говорится следующее: «Наказывай сына своего в юности его, и упокоит тебя в старости твоей, и придаст красоты душе твоей. И не жалей, младенца бия: если жезлом (прутом или розгой) накажешь его, не умрёт, но здоровее будет, ибо ты, наказывая его тело, душу его избавляешь от смерти…» 

Один из разделов посвящён похвале мужу или жене:  «Если подарит кому-то Бог жену хорошую – дороже это камня многоценного. Такой жены и при пущей выгоде грех лишиться: наладит мужу своему благополучную жизнь. Жена добрая, трудолюбивая, молчаливая – венец своему мужу, если обрёл муж такую жену хорошую – только благо выносит из дома своего. Благословен и муж такой жены, и года свои проживут они в добром мире. За жену хорошую мужу хвала и честь. Добрая жена и по смерти спасает мужа своего, как благочестивая царица Феодора…»

Со времени появления «Домостроя» прошло уже несколько столетий, но многие его поучения актуальны и по сей день. Однако современность неизбежно вносит свои коррективы. И у многих наших соотечественников сформировалось, мягко говоря, совершенно недомостроевское мировоззрение. Мне недавно сообщили, что по новым, только что введённым в школе правилам ученик не должен вытирать доску. Учитель не может его заставить. О каких-то наказаниях в семьях говорить уже просто не приходится, иначе дело может дойти и до судебных инстанций. В странах Запада, где действует и «процветает» ювенальная юстиция, дети уже не только не слушают родителей, а порой диктуют им свои условия, иначе могут пожаловаться куда следует, со всеми вытекающими последствиями.

Но есть у нас и ревнители домостроевского воспитания, с которыми мне неоднократно приходилось сталкиваться. К сожалению, ревность такая часто бывает не по разуму и превращается в настоящее бедствие для семьи. Такой «ревнитель» берёт из «Домостроя» только то, что ему нравится. И получается так, что «страх Божий» превращается в страх перед отцом, начисто изгоняются из семьи любовь, согласие, доброе вразумление, на чём и зиждется «Домострой». Устанавливается жёсткий деспотизм, от которого в конечном итоге страдают все. Одна супруга мне жаловалась, как муж ставил её перед иконами на горох на колени и создавал такую адскую атмосферу, что дети от него просто в страхе шарахались. В конце концов пришлось этой женщине разводиться, чтобы далее не травмировать детей. Я беседовал с этим человеком. Он был непоколебим в своей «правоте», напористо цитировал Иоанна Златоуста и других отцов. Хотя в том же «Домострое» ясно сказано касательно того, как наладить отношения между супругами, если возникли какие-то осложнения по вине жены: «Должен муж жену свою наказывать, вразумлять её страхом наедине, а наказав, простить и попенять, и нежно наставить, и поучить, но при том ни мужу на жену не обижаться, ни жене на мужа – жить всегда в любви и в согласии».

«Домострой» учитывает очень тонкие психологические моменты. Супруга в «Домострое» нередко называется государыней. Она не просто объект для покорного подчинения мужу, но инициативная хозяйка, у неё свой фронт работ и обязанностей. Она может даже заступаться за слуг, а при необходимости устроить телесное наказание. Предписано и как наказывать: «Ни за какую вину ни по уху, ни по лицу не бить, ни под сердце кулаком, ни пинком, ни посохом не колоть, ничем железным и деревянным не бить. Плетью же, наказывая, осторожно бить, и разумно и больно, и страшно и здорово – если вина велика. За ослушание же и нерадение, – рубашку задрав, плёткой постегать, за руки держа и по вине смотря, да поучив, попенять…»

К сожалению, в некоторых современных изданиях «Домостроя» упомянутое наказание, предписываемое для слуг, «рекомендуется» для жены, сына и даже дочери. Прочитав такое, я просто ужаснулся. Таким образом, не только искажается оригинальный старинный текст, но и современным ревнителям не по разуму «Домостроя» даётся в руки «новое оружие», то есть в соответствии с такой редакцией жену и детей «благословляется» за провинности бить плетью.

Сейчас супружеские отношения по разным причинам стали несколько иными, чем были в прежние века. Я встречал людей, которые так заняты своей работой, что домой приходят только для того, чтобы переночевать. Если, к примеру, супруга преподаватель или учитель в школе, особенно начальных или средних классов, она имеет колоссальную нагрузку: внеурочную помощь отстающим ученикам, какие-то конкурсы, олимпиады… Домой она приходит измотанная вконец, но это ещё не всё: до ночи нужно успеть проверить тетради – домашние задания учеников. И вот эту супругу встречает недовольный суровый муж. «Почему ты вот этого не сделала? Где еда? Почему не сварила борщ?..»

Необходима перестройка сознания, понимание жизненных реалий сегодняшнего дня. Мне вспоминается случай из недавнего советского прошлого. Один известный учёный, который всецело посвятил себя «большой» науке, вернулся однажды к себе домой, и жена попросила его погулять с ребёнком, который лежал в коляске. Мужчина дошёл с коляской до магазина и там встретил приятеля по работе. Они отошли чуть в сторону, чтобы не разбудить младенца, разговорились про квантовую физику, заспорили и забыли обо всём на свете. И пошли спокойно прогуливаться и обсуждать свои темы. Благо, что раньше такие городки были закрытого типа, и посторонних туда не пускали. Вскоре прохожие обратили внимание на брошенную коляску с младенцем. Потом, когда всё прояснилось, узнали, что это ребёнок известного учёного с мировым именем.

Люди, одержимые какой-то важной работой, порой не в состоянии заниматься своей семьёй. И тогда волей-неволей фактически главой семейства становится супруга. Она государыня-царица в доме, организовывает весь быт и поддерживает образцовый порядок. И я не вижу в этом ничего плохого, хотя в «Домострое» о таких ситуациях ничего не сказано. По моему мнению, семьи не должны строиться по какому-то единому стандарту, чтобы они были похожи, как брусчатка на тротуаре или кирпичи в стене. Сама природа нас учит многообразию, неординарности и адаптации к меняющимся условиям.

Некоторые ревнители «Домостроя» утверждают, что тогда не было разводов, всё держалось на строгости. Однако история того времени знала случаи, явно не вмещающиеся в общепринятые рамки патриархальных православных традиций.

Грузинская царица Тамара, управлявшая Грузией в XII–XIII вв., в первом браке сочеталась с русским князем Георгием, сыном Андрея Боголюбского. Вначале он проявил себя, как доблестный воин – одержал две победы над врагами. Но затем в семье стал вести себя неподобающим образом, оказался пьяницей и человеком со множеством пороков. И Тамара вынуждена была поставить перед Церковью вопрос о разводе. Потом она вышла замуж вторично, у неё были дети, и царствование царицы Тамары считается одним из самых благоприятных периодов в истории Грузии. Православной Церковью она причислена к лику святых.

Главное, необходимо стремиться жить со Христом, чтобы в семьях царствовала любовь. Тогда с Божией помощью они будут и прекрасны, и разнообразны, как цветы на весеннем лугу. И мы обязательно увидим благодатные плоды в многообразии, единстве и неповторимости.

Протоиерей Вячеслав Брегеда
Публикацию подготовил 
Владимир Борисович Панков