Откровенно говоря, я долго откладывал разговор о Союзном государстве России и Белоруссии. Договор 1999 года о Союзном государстве предполагал образование единого политического, экономического, военного, таможенного, юридического, гуманитарного и культурного пространства.
Минск и Москва собирались унифицировать законодательство, валюту, государственную символику, создать единый парламент и другие органы власти.
С самого подписания договора я ждал, когда же зазвучат фанфары и триединый русский народ начнёт вновь собираться воедино. Сначала великороссы с белорусами, а потом и малороссы подтянутся.
Все трудности объединения я считал временными, порой происками «нерадивых» чиновников. «Вот здесь я министр, – объяснял мне белорусский чиновник. – У меня статус, положение, ранг в иерархии, а в союзе буду средним провинциальным чиновником. Мне это надо?» Несколько раз встречался с президентом Белоруссии Александром Григорьевичем Лукашенко, он горячо говорил о заинтересованности в интеграции, о братстве и дружбе.
Но прошли уже не годы, а десятилетия, выросло целое поколение, но дело так и не сдвинулось с мёртвой точки. Россия строила «дикий» капитализм, Белоруссия цеплялась за советское прошлое.
И когда я услышал выступление президента Лукашенко в эфире радиостанции «Эхо Москвы», у меня создалось впечатление, что сам Лукашенко тормозит интеграцию. «Слушайте, вот нормальный вариант: давайте в состав Белоруссии включим Россию», – заявил, смеясь, Лукашенко. По его словам, это был бы «совсем простой вариант» объединения двух государств. Было бы смешно, если бы не было так грустно. Украинские президенты тоже заверяли Россию в дружбе и верности на вечные времена, договоры подписывали, получая дешёвые нефть и газ, а сегодня объявили её врагом номер один.
И хотя главы России и Белоруссии продолжают убеждать, что, несмотря на проблемы, сближение идёт, переговоры о создании Союзного государства так и не пришли к логическому завершению. Союзное государство России и Белоруссии остаётся чисто декоративным образованием. Оно существует как бы независимо от реальных взаимоотношений двух государств.
Как известно, Лукашенко собирается баллотироваться на очередной президентский срок. И во время избирательных кампаний Лукашенко успешно предстаёт ярым защитником белорусского суверенитета. Вот и сейчас, выступая в Национальном собрании, он заявил: «Я не пацан, который отработал президентом три, четыре, пять лет. Я не перечеркну всё, что сделал вместе с народом, создав суверенное государство, чтобы его сейчас уложить в ящик с крестом наверху».
Говоря о дальнейшей интеграции в рамках Союзного государства, он подчёркивал, что в первую очередь будет защищать национальные интересы, то есть «суверенитет и независимость общества». Ну а если же возникнет какая-то угроза белорусскому суверенитету, то, по заверению Лукашенко, страны НАТО не останутся в стороне. Напомню, что для президента Украины Виктора Януковича курс на углубление сотрудничества с Западом обернулся Майданом и крахом режима.
Нынешнее плачевное состояние белорусской экономики Лукашенко объясняет новыми ценами на российские газ и нефть, давлением со стороны Москвы, от которого он по-прежнему, «не щадя живота своего», готов защищать белорусский суверенитет. А то, мол, ворвутся российские олигархи и всё превратят в руины, и наступит российский кошмар.
Сегодня Белоруссия – это небольшая славянская страна с населением 9,5 млн человек. Промышленность и сельское хозяйство в своей основе сохранили структуру советских времён. Предприятия в основном принадлежат государству, модернизированы и выпускают продукцию мирового уровня. Продовольственная безопасность страны обеспечена. Хотя при этом не надо забывать, что в общей сложности Россия безвозмездно дала Белоруссии за последнее десятилетие 50-52 млрд долларов.
Так что жить нам вместе или разбежаться – у большинства белорусов в отличие от белорусской элиты мнение несколько иное.
В конце прошлого года Центр пространственного анализа международных отношений ИМИ МГИМО привёл данные масштабного опроса граждан Белоруссии об их отношении к России: 57,6 процента ответили, что наиболее приемлемыми считают «союзнические», 31,8 процента – «партнёрские», 10,2 процента – «нейтральные» и, наконец, 0,2 процента опрошенных считают, что отношения двух стран должны быть «враждебными». Такое же число респондентов затруднились ответить на этот вопрос.
В Институте социологии Национальной академии наук Белоруссии данные МГИМО назвали противозаконными и некорректными, отметив, что громкие заявления не соответствуют данным белорусских социологических служб. По их сведениям, 49,9 процента граждан страны считают, что Белоруссия должна быть независимым государством и строить отношения с Россией на основе международных договоров.
Сами видите, кто и на чью мельницу воду льёт. Белорусские драники оказались толще российских оладьев.
До последнего времени Белоруссия получала доступ к огромному российскому рынку, дешёвым энергоносителям и дешёвым кредитам. Но сейчас президент Владимир Владимирович Путин дал понять, что условием дальнейшей экономической помощи должно стать углубление интеграции с Белоруссией по линии Союзного государства. Намёк очень серьёзный. Без российской помощи Белоруссию ждёт не только головная боль для белорусского руководства, но и паралич белорусской экономики. Тут не помогут даже китайские товарищи, с которыми Лукашенко строит ракетные комплексы, технопарки и осваивает природные ресурсы Белоруссии.
Уверен, что, понимая это, президент Лукашенко сразу же заявил о готовности к объединению «хоть завтра». Останутся ли его слова только словами или реальная интеграция России и Белоруссии претворится в жизнь? Время покажет.
Хотелось бы увидеть союз наших государств не во сне, а наяву. Ведь не всё обсчитывается деньгами – особенно в отношении государств и народов, связанных исторической судьбой и Божиим Промыслом.
Александр Николаевич КРУТОВ, "Русский Дом", №2, 2020г.