...Давайте задумаемся о том, отразится или нет на психике ребёнка, если мама на первых месяцах беременности задавала себе самой философский вопрос: «Быть ему или не быть?»
«Батюшка, – рассказывает одна прихожанка, – я была на УЗИ, и мне сказали, что у младенца правая пяточка не развивается, а на левой ножке большой пальчик сросся со средним пальчиком... Что делать? Врачи советуют аборт!»
Современные врачи (не все, конечно) даже раздражаются, когда узнают, что женщина рожает второго, а если третьего, то с трудом сдерживают гнев. Одна наша прихожанка рожала четвёртого, так во время родов врач (слава Богу, младенчик всё-таки родился!) говорил: «Плодится, как кошка!..»
Откуда такое, когда и небо, и земля радуются появлению новой жизни?! Каким образом душа человека с такой лёгкостью подписывает смертные приговоры? В доброе советское время нужно было обойти несколько врачей (психолога, физиолога, терапевта, невропатолога), чтобы те подписали бумагу, разрешающую аборт. А сейчас достаточно только одной формулировки – «аборт по социальным показателям» (прихожая – три квадратных метра, коляска с младенцем не войдёт)...
Эта тема страшная, но говорить о ней нужно. Особенно важно говорить об этом с молодыми, которые, дай Господи, не повторят ошибок старшего поколения, ошибок наших родителей.
На всякий грех есть покаяние, нет такого греха, который бы превозмог милосердие Божие, но освободиться от греха, уврачевать незаживающую рану совести можно только с помощью Христа, в Таинстве исповеди. Каясь, нельзя говорить: «Жизнь такая была, все делали, меня бы дома не поняли». Конечно, жизнь была трудная, но у нас нет права распоряжаться жизнью, начало которой дал Бог.
Когда мне задают вопрос, подобный вопросу о младенчике со сросшимися пальчиками, я отвечаю: «А вы его сами спросите: “Дитя моё, ты родишься неполноценным, врачи нашли уродливость какую-то, не развивается в тебе что-то, выбирай: жизнь или смерть?” – “Жизнь, жизнь! – ответит младенчик. – О как я хочу жить! Мамочка, дорогая, только не надо убивать меня, пусть я только появлюсь на свет, и, если Богу неугодна будет моя жизнь, Он Сам заберёт меня от тебя!”»
Опытный священник, беседуя с женщиной, вынашивающей подобные чёрные планы, может сказать: «Ты только роди, а обо всём остальном не волнуйся; если тебе не нужен будет младенец, о нём позаботятся другие! Только роди!..» В большинстве случаев, вопреки прогнозам, дети рождаются полноценными – и материнская природа с такой любовью обымает это выстраданное чадо…
Давайте задумаемся о том, отразится или нет на психике ребёнка, если мама на первых месяцах беременности задавала себе самой философский вопрос: «Быть ему или не быть?» Выкидыши часто случаются из-за того, что первый психический импульс матери проявляется как негодование по поводу новой, зародившейся в ней жизни: «Ах, подзалетела!» И плод, убитый таким душевным импульсом, исходит... Это именуется невольным убиением. Хочется верить, что такая мать всё же найдёт дорогу в храм и с покаянием, как блудное чадо, придёт к Отцу Небесному в Его Отечество. Священник, приняв покаяние и вразумив женщину, обнадёжит её в милости Божией и прочитает над ней молитву, в которой попросит прощения за женщину, виновную в вольном или невольном убийстве.
Наследуют ли Царство Небесное младенцы, убиенные во утробе матери? Куда они попадут? Святые Отцы пишут, что они не наследуют муку, ибо Богу несвойственно наказывать невиновных. Преподобный Амвросий Оптинский говорил, что, хотя по заслугам Господа Иисуса Христа некрещёные младенцы и будут в Царстве Небесном, но останутся слепыми и не смогут зреть Лице Господне, поскольку в Таинстве крещения с них не смыт прародительский грех.
А что бывает с младенцами, умершими в материнской утробе не по вине матери; если мама исповедовалась, причащалась, была православной христианкой?.. Церковь свидетельствует, что эти младенцы – христиане, они освящены через единокровность с матерью мамиными молитвами, постом, покаянием, причащением Святых Тайн, а потому они наследуют Царство Небесное.
Протоиерей
Артемий ВЛАДИМИРОВ
Подготовила Елена Путинцева