10 февраля 1850 года, 170 лет назад, родился Фёдор Александрович ВАСИЛЬЕВ
Если попросить перечислить крупнейших русских пейзажистов, мало кто вспомнит Фёдора Васильева. А между тем в XIX веке специа-листы этого художника признавали подлинным гением в области пейзажа.
Жизнь Фёдора Васильева можно сравнить с падающей звездой, ярко вспыхнувшей на небосклоне и стремительно погасшей. Или с другим гением – русской словесности – Михаилом Лермонтовым, жизнь которого оборвалась в 27 лет. Васильев побил этот скорбный русский «рекорд». Слава пришла к нему в 21, а в 23 его не стало. Всего за 6 лет своей активной творческой жизни он создаст 60 произведений и множество рисунков, ставших гордостью русского реалистического пейзажа. Картины Фёдора Васильева представлены в Русском музее, Третьяковской галерее, в музеях Ялты и Одессы.
Несомненный талант признавали за ним все современники: и художники, и критики. Крамской сравнивал его со сказочным богачом, не знающим счёта своим сокровищам и щедро и безрассудно бросавшим их где попало. Перед его холстом, особенно когда он писал или переписывал облака, в изумлении останавливались и Шишкин, и Репин.
Фёдор Васильев родился в Петербурге, в семье мелкого почтамтского чиновника. Двенадцатилетним ребёнком он был отдан на службу на главный почтамт. С ранних пор пристрастившись к рисованию, будущий художник отдавал всё свободное от работы время любимому занятию. Детство художника было омрачено не только бедностью, но и трагичной судьбой его отца, после смерти которого в 1865 году Васильев стал опорой семьи – на плечи 15-летнего юноши легли заботы о хлебе насущном.
В 16 лет, окончательно избрав путь художника, Васильев поступает в рисовальную школу Общества поощрения художеств, где общается с талантливой молодёжью, активно включается в творческую жизнь, общается со своим наставником – знаменитым пейзажистом Иваном Шишкиным. Среди других учеников Ивана Шишкина его отмечает Иван Крамской. Два Ивана восхищаются трудоспособностью и талантом юноши.
В июне 1867 года Шишкин и Васильев отправляются на Валаам, где начинающий художник, знакомый до этого только с техническими приёмами рисунка, постигает особенности метода работы на натуре. Шишкин в скором времени женится на сестре Васильева – Евгении, а Крамской останется на всю жизнь его близким и верным другом.
В 1870 году 20-летний Фёдор Васильев отправился в путешествие по Волге с художниками Ильёй Репиным и Евгением Макаровым. Годы спустя Илья Ефимович в своей книге «Далёкое близкое» писал, что молодой человек поразил спутников своей манерой работы и стал для старших товарищей «превосходным учителем»: «Не прошло и недели, как мы взапуски, рабски подражали Васильеву и до обожания верили ему. Этот живой блестящий пример исключал всякие споры и не допускал рассуждений; он был для всех нас превосходным учителем». Этюды, сделанные во время поездки, в дальнейшем послужили основой для нескольких картин, в том числе «Волжские лагуны».
Вернувшись в Петербург, Васильев создал одно из главных своих произведений – «Оттепель», которая была представлена весной 1871 года на конкурсе в Обществе поощрения художников. Работа имела громкий успех и получила первую премию, обойдя картину уже известного Алексея Саврасова «Печерский монастырь под Нижним Новгородом».
Случай весьма неординарный: художнику только 20 лет, у него нет ни систематического образования, ни дворянского происхождения, ни денег, да даже отчества недавно не было – он не имел права носить отцовское, как незаконнорождённый. А копию с его картины заказывает для себя наследник престола, будущий император Александр III, и сразу помещает в Аничковом дворе. А год спустя Академия художеств отправляет «Оттепель» на Всемирную выставку в Лондон – и там доморощенного живописца снова ждёт ошеломительный успех и слава.
Однажды, катаясь на катке, разгорячённый Васильев наелся снега и у него обнаружилось сильное заболевание лёгких. С наступлением весны болезнь обострилась и перешла в туберкулёз. Чтобы Фёдор смог поправить своё здоровье, Общество поощрения художеств дало ему средства поехать в Крым.
В Крыму Васильев провёл два года, при этом напряжённо работая и стараясь не думать о болезни. Но болезнь оказалась сильнее. 6 октября 1873 года 23-летний художник скончался и был похоронен в Ялте на Поликуровском кладбище.
На устроенной в Петербурге посмертной выставке его произведений всё было распродано ещё до её открытия. Картины были приобретены людьми, близко стоявшими к кругу передового искусства. Все оставшиеся после выставки произведения, большею частью неоконченные, были раскуплены. Два альбома художника были приобретены императрицей Марией Александровной.
Соб. инф