Евгений Тугаринов - Музыка, преображающая мир


К 800-летию со дня рождения святого благоверного князя  Александра Невского

 

Многие русские композиторы в своём творчестве обращались к божественным истокам – сочиняли духовные произведения, которые и поныне используются в богослужебной практике Русской Православной Церкви. Тема духовности находит отражение и в творчестве современных композиторов.

В 2021 г. повсеместно в России будет отмечаться 800-летие святого благоверного князя Александра Невского. Композитор, член правления Союза композиторов России профессор Владимир Довгань по просьбе художественного руководителя Детской православной хоровой студии (ДПХС) «Царевич», известного регента Евгения Тугаринова написал ораторию-действо «Под стягом Александра», рассчитанную на исполнение смешанным и детским хором, чтецом, солистами, гусляром и ударными инструментами. В результате получилось масштабное сочинение, посвящённое одному из великих сынов России – святому князю Александру Невскому.

Об этом уникальном проекте корреспондент «Русского Дома»  Владимир Борисович ПАНКОВ беседует с его руководителем Евгением Святославовичем Тугариновым. 

– Евгений Святославович, расскажите, пожалуйста, подробнее о вашем проекте. В чём его уникальность? Какие имеются проблемы и сложности в его осуществлении?

– Если говорить честно, проблем и сложностей нет. Всё получается просто замечательно. Мой род по мужской линии связан с Рюриковичами. А по женской линии мы идём от половцев. Поэтому для меня Александр Невский – мой родственник или, если хотите, я его родственник. 

Один из моих давних друзей – композитор Владимир Борисович Довгань. Мы дружим несколько десятилетий, работали вместе в Свято-Тихоновском богословском институте, наши жёны дружили. И вот послушайте, что произошло. Это имеет отношение к истории появления оратории, посвящённой Александру Невскому.

Несколько лет тому назад, когда наш детский хор был приглашён петь литургию в Храме Христа Спасителя в Москве, у меня состоялся разговор с епископом Переславским и Угличским Феодором, который сейчас митрополит Волгоградский и Камышинский. Он спросил, имеются ли у меня музыкальные произведения, посвящённые Александру Невскому. Я ответил, что есть кантата С.С. Прокофьева «Александр Невский». Других подобных сочинений не знаю. Затем высказал дерзкую мысль, что этот вопрос не представляет сложности: я могу заказать такое произведение кому-нибудь из своих знакомых. Владыка не очень поверил, но я действительно вскоре поговорил с композитором Владимиром Довганем, и он увлёкся этой идеей: стал заниматься с летописями, историческими документами, литературными памятниками, составил либретто и начал писать музыку. И вот эта музыка примерно через полтора года состоялась как законченная музыкально-драматическая форма: оратория называется «Под стягом Александра». Название предложил сам епископ Феодор. 

Произведение приурочено к празднованию 800-летия святого благоверного князя Александра Невского. Пройдут две концертные премьеры. Первая – в Ярославле, вторая – в Москве, потом мы покажем это исполнение в театрализованном виде в городах, с которыми был связан Александр Невский по жизни. В Переславле, где он родился, Владимире и Великом Новгороде, где он княжил, Пскове, где он разбил тевтонцев, Волгограде (это примерно то место, куда он ходил в ставку ханов татарских), Городце, где он скончался, Питере, где лежат его мощи. И закончим выступлением в Москве. Всё это будет происходить в реальной обстановке на открытом воздухе либо на Соборной площади Кремля, либо на территории Гостиного двора или какого-нибудь монастыря. Предполагается участие порядка двухсот исполнителей. Проект «Под стягом Александра» официально включён в фестиваль «София», который проводится в Москве и других городах России. Следует сказать, что этот фестиваль организуется Советом Федерации России. То есть наш проект получил официальный государственный статус.

– Насколько я понимаю, этот проект предназначен для православных детских и молодёжных хоров…

– Да. И это очень существенный момент. Мы собираемся показать ораторию именно в исполнении молодёжи. То есть смешанный хор – это студенты-музыканты, детский хор – хор православных школ. Для нас очень важно, чтобы исполнители были православными и по своему убеждению, и по вере, потому что произведение посвящено святому князю. Хочу обратить внимание, что мы не собираемся гастролировать с одним и тем же коллективом. Нет. Мы приезжаем в город и там выступаем вместе с местными студенческими и детскими хорами. Таким образом, вовлекаем всё большее число людей в исполнение оратории, и поэтому наш проект становится ещё и миссионерским. Очень важно подчеркнуть, что он не филармонический, не чисто музыкальный… Разумеется, такой подход потребует множества репетиций, потому что у нас будут участвовать разные хоры, но в этом случае проект действительно станет народным, и мне кажется, что святой князь именно этого бы и хотел.

Проект церковно-просветительский, патриотический и направлен ко всему нашему народу, чтобы люди ещё раз вспомнили и помолились тому человеку, который представлял в свою бытность Русь и старался скрепить её узами веры, военной силы и дипломатии. Мы задумали и начинаем осуществлять проект, который прежде всего нужен России и её народу. 

– По роду своей деятельности вам немало приходится ездить по нашей стране, бывать за рубежом. Расскажите, пожалуйста, о ваших связях по линии хорового искусства, о творческом сотрудничестве.

– Я продолжаю сотрудничать с хорами в Муроме, Ростове Великом, Череповце, Чикаго, Амстердаме, Лондоне…  Меня приглашают, с одной стороны, как хормейстера, который уже несколько десятилетий работает с хором, а с другой стороны – как человека, который был регентом у митрополита Антония Сурожского. Я знаком с тем наследием, которое в эмиграции не менялось, не рушилось, не подвергалось гонению, как это было в России. У нас Церковь гнали, были закрыты монастыри, учебные духовные учреждения. Церковь, образно говоря, выживала на плечах наших бабушек-старушек, то есть тех женщин, которые не боялись в неё ходить. Мужчины по большей части боялись, и их было гораздо меньше, чем женщин.

 А в эмиграции всё обстояло иначе. Там Церковь была бедной, но свободной. Она и сейчас остаётся бедной, может быть, не такой свободной, как раньше, потому что поменялись поколения, языки, но тем не менее мне было чему учиться там. Вот этот опыт, который у меня есть и которым мне хотелось бы делиться, является каким-то магнитом для тех, кто меня приглашает. Но я стараюсь больше ездить не за границу, а по России. Часто посещаю Муром, Ростов, Переславль… Теперь вот предстоят поездки в Волгоград, Златоуст. Своим опытом мне хотелось бы, прежде всего, делиться здесь, в России, а не где-то ещё. Я ощущаю себя русским человеком. Таким себя считал и считаю.

– В 2001 году митрополит Антоний Сурожский пригласил вас в Великобританию, вы были старшим регентом Лондонского Успенского кафедрального собора до 2014 года, много раз встречались и общались с владыкой. Расскажите, пожалуйста, какая из этих встреч оставила у вас наиболее яркое впечатление.

– Наверное, самое яркое впечатление не только для меня, но и для большинства людей, кто встречался с владыкой, оставлял личный разговор с ним, который чаще всего происходил вне посторонних глаз. Первый такой разговор с ним состоялся в январе 1998 г. Более всего запомнилось его необыкновенное внимание к тебе. Для него в эти минуты существовал только ты, твои нужды, твои интересы, твои проблемы, в которые он пытался погрузиться. Ему это удавалось настолько, что человеку, стоящему перед ним, хотелось рассказывать о себе буквально всё, чтобы владыка больше узнал и больше смог помочь. Это была, на мой взгляд, самая сильная его сторона – умение погрузиться в душу человека, его состояние, чтобы суметь подсказать что-то важное.

Был эпизод в моей жизни, когда в августе 2006 года у меня закончился контракт. В течение нескольких дней я стал безработным и бездомным, потому что уже не смог оплачивать квартиру, к тому же лишился машины, которую у меня угнали. Мы хотели уже уезжать в Россию, но жена вдруг сказала: «Давай попробуем несколько месяцев продержаться». Младший наш сын к этому времени учился в прекрасной английской школе, старший – в университете. Я возразил жене: «Как продержаться? У нас нет квартиры. У меня нет зарплаты». Она мне в ответ: «Давай как-нибудь попробуем, владыка помолится...». Наверное, так и произошло – владыка помолился, и у нас всё устроилось. Мы «продержались» ещё целых восемь лет. 

Хочу к этому добавить, что теперь мой сын Димитрий Тугаринов является старшим регентом Лондонского Успенского кафедрального собора. Недавно ему было сделано такое предложение, и он дал согласие. Мой сын тоже знал митрополита, хотя ему сейчас всего 30 лет. Когда мы приехали в Лондон, ему было 13. Владыка тогда ещё был жив и знал всех моих детей. И они, естественно, знали владыку.