Иван Чуркин - А Волга знает, о чём поет

Москва готовилась к проведению двадцать третьего Всемирного Русского Народного Собора. Приехавшие из многих регионов России писатели, учёные, музыканты, педагоги делились одним горем: вымирает русская нация. Были исторические экскурсы, эмоциональные выступления, но билось одно желание – выйти из тупика национальной разрухи и поднять на высоту былое величие русского человека. Искались и предлагались многие пути…

А он всего лишь один – надо русское дело делать. И начинать надо с возрож-дения традиций, родного языка, нацио-нальной культуры, настоящей школы. Нет у нас права глумиться над достоинством русского человека.

И в это время жизнь сама отвечала на поставленный Собором вопрос: в Подмосковье с концертной программой «Лучшее и новое» выступал Государственный Волжский русский народный хор. Я видел их программу в Зеленограде, и от музыки, голосов, танцев – хотелось жить, любить, трудиться, растить детей достойными нашей родной песенной культуры. Волгари объединили всех зрителей в единую семью. 

В этом гастрольном туре по Подмосковью слушатели Волжского народного хора буквально «натолкнулись» на уже забытое целомудренное звучание женских голосов. Достаточно услышать, как женская группа хора поёт страдания. Будто из ниоткуда начинается лёгкая грусть девушки. К ней прибавляются голоса подружек, и вот уже настоящая девичья судьба доверчиво впускает в своё сердце тех, кто прислушался не к страданиям, а к открытому признанию молодости. Так пели всегда на Руси девушки, женщины. Вроде бы иногда и горечь звучала в мелодии, а достоинства никто не замарывал.

Эх, ловил я себя на мысли, вот бы сейчас показать это современным девочкам. Без всякой назидательности, без излишней нервозности, а оставить их один на один с волжскими женскими страданиями, с берёзкой-невестой, с забытыми колыбельными – сколько бы совестливых сердец встрепенулось…

Как добиться такого исполнения и звучания – тихого, покойного, необыкновенно женского и милого? Это может сказать только художественный руководитель Волжского хора Наталья Михайловна Кузнецова. Она бережёт имена своих предшественников, лелеет поставленные ими номера, составляющие «золотой фонд» коллектива. 

Вот на сцене заиграли «Пестравские заморочки». Все понимали, что сейчас мы стали свидетелями любви – чужой, искренней, лукавой, а будто своей, собственной.

Вышли ребята на известную «Барыню», любимую веками народом, и ты понимаешь, что именно так должна плясаться эта русская жемчужина. Добавлю ещё, что только в Волжском хоре смогли танцем пропеть тридцать три народных песни о ямщиках. Именно столько их насчитал известный исследователь и писатель Ираклий Андроников. И хор вместе с танцорами за несколько минут смогли нам не протанцевать, а именно пропеть эти горькие и весёлые ямщицкие истории.

Да, завидные танцоры в Волжском хоре. Не случайно главным балетмейстером стал выходец из волжских танцоров, молодой и искренний Артур Муллагулов. Артур мне сказал однажды после исполнения «Прощания ямщика»:
– Постановку сделал Анучин Валерий Иванович. Какое ему за это спасибо! Из современного репертуара, но ощущение такое, что она из «золотого фонда».

Волжский хор создавался буквально в начале строительства Волжской ГЭС. Тогда же было принято решение пригласить к руководству хором Петра Милославова – человека талантливого и неординарного.

В музыке Пётр Милославов знал всё, он был лучшим регентом церковных хоров. Скорее всего, нарекания в его адрес по этому поводу шли нескончаемые. Да только те, кто настоял на этом имени, сослужил и хору, и Поволжью, и всей огромной стране чудесную службу: появился коллектив, где зазвучала русская песня, похожая на молитву, а молитва полетела к людям как родная песня.

Именно Милославов, зная секреты церковного хора, его голоса, летящего под купол, к небесам, соединил народное пение и академическое, а ещё заложил основу особого мужского песнопения, чем особенно отличаются волжане.

Вот и в этот раз на концерте блистал искромётностью, неповторимостью и открытостью мужской состав хора. Михаил Шахматов, Станислав Иванов, Александр Митрофанов, Владимир Поповичук вместе со своими певцами-друзьями буквально «в кулаке» держали зрителя – настолько правдиво и по-родственному звучали песни в их исполнении.

Буду не прав, если умолчу об оркестре Волжского хора под руководством Владимира Назарова. Да и говорить о нём не надо много – достаточно услышать солистку хора Людмилу Дюдяеву, и станет понятным, почему особая руслановская нотка не отпускает тебя ни на секунду.

…Я тихонечко прикрываю дверь, и стихает русская песня в исполнении Государственного Волжского русского народного хора имени Петра Милославова.

Как же так, ведь я и сотой части не рассказал вам о коллективе, который действительно настоящее достояние России, только чуть-чуть передал свои и зрительские эмоции, которые царили в концертном зале в подмосковном Зеленограде. Тогда мне так хотелось, чтобы в Москве на Всемирном Русском Народном Соборе, обсуждавшем больную тему сбережения народонаселения и русской культуры, вместе с речами и докладами зазвучал голос волгарей. Они на протяжении шестидесяти двух лет верой и правдой служат настоящей русской культуре, не изменяя ей в своей преданности и любви.

Объединённые руководителями хора во главе с директором Виталием Натаровым, артисты Государственного Волжского русского народного хора имени Петра Милославова берегут великое государственное достояние для сегодняшней, а больше – для завтрашней России.

Иван Николаевич ЧУРКИН