У старообрядческого митрополита Корнилия есть удивительное свойство – он мгновенно рекогносцируется на местности, «схватывает» возникший объём мероприятия, сразу задаёт тон и хорошую динамику. Так, войдя в Дом причта на Рогожском на вечер, посвящённый старообрядчеству в Уганде, в первые же секунды он обратил внимание и на меня, стоящего поодаль среди зелёных насаждений: «А вот, как рояль в кустах, и отец Кирилл».
Уганда стала независимой от Британии в 1962 году. Первыми христианскими миссионерами здесь были католики и англикане. С середины XIX века сюда проникает ислам (число мусульман здесь растёт). Православному присутствию всего 100 лет. С 1946 года православные находятся в юрисдикции Александрийского Патриархата, который занимает в Уганде прочные позиции. Активно распространяются харизматы, проникшие сюда из США. Расклад в стране такой: католиков и англикан по 40 %, 10 % – православных и 8 % мусульман.
У истоков старообрядчества в Уганде священник Иоаким Киимба (†2015). Он был сыном англиканского священника, получил медицинское образование, закончил Ленинградскую Духовную академию. В 1991 году он, будучи клириком Александрийского Патриархата, вместе с паствой отделился от него. К этому его побудило то, что в этом Патриархате был новый календарный стиль и что он активно занимался экуменической деятельностью. После этого батюшка общался с разными группировками греческих старостильников, пока по интернету не познакомился со старообрядчеством. Особенно его привлекла глубина и древность традиций, хранимых старообрядцами. В 2012 году он вступил в переписку со старообрядческими священниками.
В настоящее время в Уганде старообрядцы проживают в четырёх населённых пунктах. Имеется одна церковь (во имя свв. Иоакима и Анны), и ещё одна церковь строится. Молятся также под навесами. Люди здесь простые, в основном малограмотные; клерк в банке воспринимается как имеющий высокий статус. Дети трудятся с самого раннего возраста. Во время свадьбы у них нет общего стола: мужчины и женщины, мальчики и девочки и сами молодожёны вкушают пищу отдельно. На столе нет мяса и спиртного. «Горько» кричать не принято (не зная этого, можно попасть впросак). На службах мужчины и женщины также стоят отдельно. Женщины в очень ярких и пёстрых платьях – они могут быть у них в одном экземпляре и носят их долгие годы. Живут бедно. Медпункт в нескольких десятках километрах, а машин практически нет – в случае необходимости выкручивайся как хочешь. В столице многие знают английский язык, а в деревнях почти никто. Библия на основной местный язык была переведена ещё в XIX веке. Александрийский Патриархат обеспечил переводами богослужебных текстов. Вряд ли они могут объяснить разницу между Православием и католицизмом. Для них характерен акцент на эффективности, продуктивности веры – молитва должна быть услышана. Вера у них неразрывно связана с обрядами и ритуалами – они должны быть правильно совершены. Надо правильно воспроизводить опыт предков – иначе они «разозлятся». Выглядят эти добрые, отзывчивые люди довольными и счастливыми. Не секрет, что в старообрядческой среде есть определённая настороженность по отношению к новым, неожиданно появившимся единоверцам. Некоторые считают, что сначала им нужно созреть, остановить странные и непривычные для старообрядцев обычаи – типа приплясывания на службах, однако нужно учитывать, что крестят они через полное погружение. Знаменуются истинным крестом и окормляются каноническим священником (тоже Иоакимом).
После осмотра выставки, видеофильма и выступлений заключительное слово произнёс митрополит Корнилий. Он, в частности, сказал: «Наши предки не поверили бы, что в Африке могли появиться старообрядцы. Первая искорка есть – возможно, что и пламень разгорится».
Во время фуршета владыка Корнилий по своему обычаю пригласил выступить практически каждого. Я в своём выступлении, в частности, сказал: «Неожиданное возникновение очага древлеправославия в Африке продолжает потрясать и восхищать – это как нечаянная радость. Обращает на себя внимание благоприятная почва для успешного сеяния семян старой веры, то, что местные аборигены, как губка, впитывает её живительную влагу. Органично смотрелись московские отцы (Леонтий Пименов, Никола Бобков и Алексей Лопатин), посетившие эту африканскую страну. Главная интрига, как мне кажется, заключается в следующем: «А что получится в итоге, каким будет баланс, соотношение между кондовой византийско-древнерусской основой и местной африканской спецификой? Каков объём допустимого в отношении африканских вольностей-особенностей? Как должны выглядеть неизменные канонические законоположения в разных сферах через призму миросозерцания и менталитета африканцев?»
Хочется не сомневаться, что всё будет проходить очень деликатно, постепенно и мирно. Отец Леонтий Пименов с присущей ему дипломатичностью задал этому процессу хороший тон.
Игумен Кирилл (Сахаров)