Алексей Цыганов - Кто сказал, что ничего не изменить?

 

Любой масштабный проект начинается с личности. Для проекта «Электронные визы» такой личностью стал Алексей Цыганов – ещё три года назад мало кому известный сотрудник туристической компании, а сейчас – автор и инициатор законопроекта об электронных визах. 

 

В 2016 году Алексей изучил международный опыт и пришёл к выводу, что для привлечения иностранных туристов необходимо изменение визового законодательства. Для этого он модернизировал этот опыт под российские условия, сделал экономические расчёты и… написал письмо президенту. 

Для эксперимента по введению электронных виз правительством было выделено несколько пилотных регионов, в которых приток иностранных туристов в итоге увеличился до 25 %.

А с 1 января 2021 года электронные визы введут уже на всей территории России.

– Алексей Владимирович, почему вы, человек, работавший в туристическом бизнесе, задумали решать государственные задачи?

– Мне всегда хочется сделать больше, чем просто работать на своём месте. Так, к примеру, я и мои коллеги придумали проект «Москва космическая». В рамках проекта мы возили воспитанников детского дома из города Калязин, моей малой родины, в Москву: по нашим знаменитым космическим объектам, а после устроили конкурс лучшего рисунка о космосе с призами победителям. 

Но вопросом с визами в нашу страну я окончательно решил заняться после того, как в Москву приехали мои знакомые из Англии и Канады. Три дня восторженных возгласов сменились горьким вопросом: а ты знаешь, как нам, иностранцам, трудно приехать к вам в Россию из-за сложного оформления виз?

Вы правильно заметили, я не депутат и не государственный служащий, но в вопросе виз меня захватил интерес – а может ли в нашей стране простой человек изменить закон? Сделать так, чтобы один из самых консервативных вопросов – визовый, где требуется соблюсти баланс интересов многих ведомств, был изменён и применялся более лёгкий способ выдачи виз.

И тогда я вплотную приступил к изучению визового вопроса в нашей стране. Примерно месяц у меня ушёл на изучение мирового опыта и мировой статистики по визам. Я отмёл утопические идеи вроде полной отмены виз и стал генерировать идею. Поскольку днём я был на работе, то писать проект закона, экономическое обоснование, а также письма в его поддержку мне приходилось по ночам. Так я провёл февраль 2016 года, и к концу месяца идея была оформлена в виде документов.

На одном из общественных туристических мероприятий мне довелось познакомиться с сенатором Игорем Николаевичем Чернышевым, который на тот момент отвечал за туристическую деятельность. Сенатор поддержал идею электронных виз и пообещал свою поддержку. Как бывший военный и офицер, своё слово сенатор сдержал, и в марте 2016 года подписанный им законопроект направился в Государственную Думу.

Тогда казалось, что мечта отелей и гостиниц, туроператоров, экскурсоводов, музеев, кафе и ресторанов скоро сбудется. И тут жизнь начала вносить свои коррективы: над законопроектом стали сгущаться тучи. Сначала депутаты не успели рассмотреть закон в весеннюю сессию, и его перенесли на осень. И всё бы ничего, можно и подождать, столько лет ждали, но вот 2016-й год был непростой, то был год выборов в Государственную Думу. Получалось, что закон должен был рассматривать новый состав Госдумы VII созыва. И тут случился главный удар: у сенатора Игоря Чернышева истёк срок полномочий. Защищать и обосновывать в Государственной Думе закон перед вновь избранными депутатами он уже не мог. К августу 2016 года вероятность того, что закон об электронных визах будет принят, казалось, сошла на нет.

И вот тогда я решился написать письмо Президенту России. 

– Почему именно ему?

– Просто я понял, что без вмешательства главы государства этот вопрос решить невозможно. Своё письмо я начал с главного – с обоснования, почему стране необходим этот проект. Базовой основой явилось поручение президента от 2013 года – облегчить порядок въезда граждан из стран, формирующих основные туристические потоки. В первую очередь, конечно, речь шла о туристах из стран Европы.

– Вы вовремя вспомнили об этом поручении…

– Чего тут скрывать, я просчитал ситуацию. Обзавёлся кругом единомышленников, подобрал статистику и красноречивые аргументы в поддержку идеи.

– Почему вы решили, что президент вообще что-то вам ответит?

– Прежде всего, рассчитывал на то, что имею веские аргументы и, конечно, поддержку. На тот момент идею поддержали председатель Комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачёв, председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский. Письмо в поддержку прислал также Генеральный секретарь Всемирной туристской организации при ООН (UNWTO) Талеб Рифаи. Кроме того, предложенный мной законопроект был внесён сенаторами в Государственную Думу и прошёл все экспертизы. Ну и, конечно, согласно Закону об обращении граждан, на моё обращение обязательно пришёл бы ответ, вот только с какой формулировкой…

– Это понятно, но получение ответа – ещё не значит положительного, тем более вы не жалуетесь на буйных соседей, а предлагаете масштабный проект, на который нужно будет государству выделить приличные суммы и средства. Вы понимали, что это была своего рода авантюра?

– Нет, тут не было и доли авантюризма, это был абсолютно продуманный шаг. Проект не был сопряжён с большими затратами, поскольку государством к тому времени уже было вложено немало средств в разработку цифровой экономики – порталы госуслуг, сайт консульского департамента МИД. На тот момент они уже располагали определёнными информационными инструментами. Анкета на получение визы уже заполнялась в электронном виде. И в своём письме к президенту я упирал на то, что проект не потребует колоссальных затрат. Наоборот, эффект, который мы получим (впоследствии предполагается использование электронных виз на платной основе), во много раз перекроет затраты.

– Каково было ощущение, когда вы получили письмо из президентской администрации с положительным решением по вашей идее?

– У меня это вызвало самые восторженные чувства, потому что для всего турбизнеса это большое событие, которое туристическое сообщество очень долго ожидало. А лично для меня в первую очередь это осознание того, что всегда нужно верить в свои силы. Все мы часто слышим, что у нас невозможно ничего изменить, всё предопределено. Так вот я думаю – это не так. Я не олигарх и не чиновник высокого ранга, я, можно сказать, простой гражданин своей страны. Но, как показывает мой опыт, если есть хорошая идея, то её можно реализовать, получив поддержку на самом высоком уровне.

– А почему вы так уверены, что решение принималось именно на уровне главы государства?

– Я сужу по той скорости, с которой пошла дальнейшая реализация проекта. Моё письмо в президентскую администрацию попало в середине августа 2016 года. После положительного ответа моя идея «электронной визы» была принята Постановлением Правительства РФ, и уже в августе 2017 года пилотный проект по внедрению электронных виз заработал на Дальнем Востоке. То есть скорость реализации была просто колоссальная! К этому времени был готов раздел сайта, на котором оформлялась виза, всё программное обеспечение, были оборудованы пункты пропуска в Приморье.

– Какие преимущества дают электронные визы?

– В первую очередь это, конечно, удобство оформления. Чтобы получить заветную визу в Россию, теперь можно в любое время, не выходя из дома, зайти на сайт консульского департамента МИД РФ в интернете и заполнить простейшую анкету. Сделать это необходимо за четыре дня до предполагаемого въезда. Электронная виза выдаётся бесплатно, без взимания консульского сбора и действует в течение 30 дней с момента её оформления с разрешённым сроком пребывания в России до восьми суток. Иностранцы, особенно европейцы, не привыкли обращаться в визовые центры и тратить много времени на оформление документов. До сих пор это являлось препятствием для многих людей, желающих посетить нашу страну. Теперь эти препоны убраны.

– Что же, открываем занавес – и опять проходной двор?

– Вовсе нет, с точки зрения безопасности всё тоже очень чётко проработано, будьте уверены. Я даже больше скажу: развитие въездного туризма – это укрепление обороноспособности страны. Это то самое золотое дно, из которого, в отличие от нефти и газа, можно черпать не переставая. Иностранцы своими долларами, евро и юанями будут укреплять российскую армию и отечественный ВПК. А кроме денежного интереса – разрушение за рубежом образа врага, тиражируемого западными СМИ, пробуждение интереса к русской культуре и Православию, что тоже само по себе дорогого стоит. Плюс к тому – развитие смежных с туризмом областей, от гостиниц и музеев вплоть до самолётостроения, алюминиевой и пищевой промышленности, а также сопутствующее большое количество рабочих мест.

Если посмотреть на мировой опыт, то международный туризм является одним из самых развитых отраслей экономики развитых стран. Сейчас доходы туристического рынка исчисляются не одним триллионом долларов и по своему объёму отстают лишь от энергетических секторов экономики. В среднем в мировой практике вклад международного туризма в ВВП развитой страны достигает 10-12 процентов. В России, конечно, позиции турбизнеса послабее – порядка 3,5 процентов. Это тоже немаленький вклад, но и его можно наращивать. И как раз электронные визы нам в этом помогут. Это подтверждают цифры и факты, приходящие из пилотных регионов.

– Как изменилась ваша жизнь после этого?

– Я был назначен помощником председателя Комитета по международным делам Совета Федерации, чтобы как раз курировать пилотные проекты – до тех пор, пока электронные визы будут введены на территории всей России. Ведь после того, как было принято решение, собиралась аналитика о том, как работает этот проект в пилотных регионах, что требуется изменить. С июня 2019 года присоединился Калининград, с 1 октября – Санкт-Петербург, всё больше подключается регионов Дальнего Востока. В соответствии с поручением президента сейчас проходят общественные чтения законопроекта об электронных визах. Когда закон будет принят, то с 1 января 2021 года электронные визы начнут действовать уже на территории всей России.

Беседовал 
Андрей Викторович ПОЛЫНСКИЙ