Владимир Николаев - Царство Небесное отца Иосифа

 

 

К 90-летию мученической кончины священника Иосифа Гагкаева

 

3 октября нынешнего года в городе Алагире Республики Северная Осетия – Алания отмечался печальный юбилей – 90 лет назад в своём доме был застрелен самый известный в этом городе священнослужитель Русской Православной Церкви иерей отец Иосиф Гагкаев.

Выстрелы в этого замечательного пастыря РПЦ потрясли православный народ Алагира и Алании настолько, что не забыты до сих пор в воспоминаниях его правнуков и других старожилов нашего времени. Автору этих строк, являющемуся осетинским племянником Габуевых, удалось выяснить важные страницы жизни славного пастыря.

В современных инете и печатных публикациях о расстрелянном отце Иосифе Гагкаеве практически ничего не пишется. А ведь это был видный и известный православный священник Алагира 20-х годов, и более того – самый великий представитель из всего осетинского рода Гагкаевых, живущих по настоящее время в Осетии и по всему миру.

Отец Иосиф (до крещения – Шамиль) родился в начале 60-х годов XIX века в селе Кадгарон Карачаево-Черкессии (ныне – село Коста-Хетагурово) в селе крестьянина. Рано остался сиротой. Сиротство воспитало в нём в будущем пастырское смирение и невозмутимость. Видимо, не случайно Господь привёл юного Шамиля Мациевича Гагкаева (в крещении – Иосифа) в православное духовное заведение – Ставропольскую духовную семинарию. После её окончания, женитьбы на девице Нине Дзгоевой и рукоположения в иерейский сан отец Иосиф был направлен на пастырское служение на родину, в село Георгиевско-Осетинское.

Отец Иосиф был самым уважаемым священником, настоятелем храма святаго великомученика и победоносца Георгия, в котором он прослужил 23 года. Непросто было православному пастырю приводить сельских осетин к свету православной веры, немалое количество которых были воспитаны на языческо-религиозных традициях. Его личные качества – смирение, тихость, мудрость, рассудительность, невозмутимость, преданность Христу – всегда позволяли отцу Иосифу не дать воспламенить ситуацию среди языческого народа и неуклонно и последовательно проводить пастырско-миссионерскую работу в духе евангельской любви.

Отдельно необходимо отметить особые тёплые дружеские отношения отца Иосифа и его семьи с великим просветителем и гражданином Северной Осетии – Алании Коста Левановичем Хетагуровым.

Эти крепчайшие нити с основоположником осетинской литературы были настолько искренними, что отцу Иосифу была доверена почётнейшая и святая миссия отпеть Коста после его смерти 1 апреля 1906 г. Семья отца Иосифа постоянно заботилась и навещала великого поэта Осетии – Алании в период его физической и душевной немощи. Батюшка Иосиф помогал Коста в его болезнях, причащал его регулярно, служил молебны о его здравии. В знак особого уважения Коста к отцу Иосифу великий певчий Осетии подарил ему свой деревянный посох, который ныне как большая ценность хранится в доме-музее Коста Хетагурова во Владикавказе.

После смерти своего большого друга Коста отец Иосиф переводится в село Ольгинское. А в 1908 году батюшка настоятельствовал в храме пророка Божия Илии в Алагире до его закрытия большевиками в 20-х годах.

Со слов потомков отца Иосифа Гагкаева, батюшка был сам грамотен и дал классическое образование своим детям. У батюшки было 13 детей, из которых выжили семеро, дожив до почтенного старческого возраста. Поразительно, но некоторые из детей отца Иосифа имели по два высших образования! Как вспоминает внучатая племянница матушки Нины, жены отца Иосифа, 82 летняя Залина Демурова (урождённая Дзгоева), все потомки отца Иосифа были образованными людьми, помимо осетинского, говорили на чисто русском языке, знали иностранные языки.

Только одна дочь не способна была воспринять святые качества своего отца. И речь о её страшном деянии пойдёт дальше.

Отец Иосиф, проживая в Алагире на ул. Льва Толстого, являл собой евангельский пример редкой доброты, благотворительности и постоянной помощи бедным, голодным и нуждающимся. После 1917 года, когда по Российской империи прокатилось гибельное большевистское красное колесо террора, насилия и разорения, в стране, где экономика была полностью разрушена, появились толпы голодных и нищих. Устроенный большевиками голод 20-х годов унёс жизни миллионов россиян. Толпы обездоленных шли к батюшке Иосифу Гагкаеву, чтобы избежать голодной смерти. Его дом в Алагире с большим приусадебным земельным участком кормил всех приходящих.

Батюшка Иосиф был до конца предан служению Христу Богу, Русской Православной Церкви. Он всегда говорил, что без Бога и Церкви Россия погибнет. Батюшка никогда не призывал открыто бороться с советской властью и большевиками, не подстрекал народ к бунтам и восстаниям, но он никогда не шёл на сделки со своей пастырской совестью, никогда не позволил себе усомниться в своём священническом статусе и выбранном священническом пути, не отрекался ни от Бога, ни от Церкви, ни от священного сана.
Следуя страшной сатанинской ленинской указиловке – уничтожить как можно больше попов, чтобы убить веру в народе и ограбить Церковь, большевики и чекисты Алагира вынесли по отцу Иосифу свой сатанинский приговор. Действовать они решили через одну из любимых дочерей батюшки – Софью Гагкаеву.

Как и другие дети отца Иосифа, она получила высшее юридическое образование, жила во Владикавказе и поступила на службу в Северо-Осетинскую областную прокуратуру. Была она не только членом партии, но также и агентом Северо-Осетинской ОГПУ, то есть чекисткой. Видимо, не случайно дьявол через своих земных бесов-большевиков выбрал для расправы с воином Христовым одного из самых дорогих и любимых пастырем людей, родную дочь, чтобы сделать её отцеубийцей. От неё потребовали убедить своего отца публично отречься от веры, Церкви и сана, перейти на службу к чекистским обновленцам. В случае, если отец Иосиф откажется выполнить все вышеуказанные требования, то Софью лишают работы и выгоняют из партии, на её карьере ставится крест. Большевистские сатанисты намекали Софье на истинный метод решения проблемы со своим отцом. Они знали, что у неё имелось право на ношение огнестрельного оружия.

Не добившись от родного отца отречения от Бога, Церкви и сана, Софья, повинуясь зову сатаны, вечером 3 октября 1929 года, находясь в доме отца в Алагире, выстрелила в него, лежащего на кровати, в область головы. Смерть отца Иосифа наступила мгновенно и вызвала шок и потрясение у всех родных и жителей Алагира. 

После совершённого сатанинского злодеяния секретарь Северо-Осетинского обкома ВКП(б) Питковский в духе отчётности об уничтожении классовых врагов дал в Москву радостную шифрограмму о том, что следователь республиканской прокуратуры Софья Гагкаева якобы в состоянии аффекта убила из имеющегося браунинга отца-священника Иосифа Гагкаева. О том, что Софья Гагкаева умышленно и целеустремлённо убила своего отца-священника из политических антицерковных убеждений, по большевистскому заказу, после безуспешных попыток заставить отца публично отречься от Бога, Церкви и веры, свидетельствуют слова ныне здравствующей 87-летней внучатой племянницы жены батюшки, Тамары Дзгоевой. Она поведала, что в конце 60-х годов ей пришлось ночевать одну ночь в квартире Софьи Гагкаевой во Владикавказе. В ходе ночной беседы та рассказала, что убила своего отца по политическим мотивам как врага народа и партии, служителя Церкви, представителя старого режима. Тамаре Дзгоевой на всю жизнь запомнились слова отцеубийцы – я шла после того, как застрелила отца, с глубоким чувством выполненного партийного и личного долга! Надлежащего раскаяния и покаяния за совершённое страшное злодейство Софья Гагкаева в будущем так и не принесла.

Отца Иосифа похоронили в облачении на старом Алагирском кладбище. Его серебряный иерейский крест сохранили. Могилу сначала хотели забетонировать, но родные не дали этого сделать.

Чтобы выгородить отцеубийцу от правосудия, ОГПУ временно спрятало Софью Гагкаеву в психбольницу. Государственно-уголовного и партийного наказания убийца отца-священника не понесла, но зато понесла серьёзное Божье возмездие. Два рождённых Софьей здоровых ребёнка внезапно умерли, она также потеряла двоих мужей. Под старость её поразила страшная слепота. Близкая родня, братья и сёстры, отказывались общаться с убийцей своего отца. После смерти Софьи в начале 80-х годов прошлого века её хоронила не прямая родня, а свояки и знакомые, причём при опускании гроба с телом убийцы в могилу не хватило земли, чтобы скрыть гроб, и пришлось привозить землю, чтобы полностью закрыть этот гроб. Земля не принимала убийцу священника…

Светлая память об отце Иосифе Гагкаеве сохранилась до нашего времени. Чудом является факт появления в начала 2000-х годов второго отца Иосифа Гагкаева, настоятеля храма святителя Николая в селе Верхний Бирагзанг. Являясь дальним родственником отца Иосифа, нынешний отец Иосиф Гагкаев бережно хранит святую память о славном предке. Иерейский серебряный царский крест отца Иосифа Гагкаева 1896 года чудесным образом сохранился и благоговейно был передан его родственниками протоиерею Владимиру Колесникову, а от него – нынешнему отцу Иосифу Гагкаеву. Небесное предстательство священномученика иерея отца Иосифа сохраняет всё древо Гагкаевых как в Алании, так и по всему миру.

Убеждён, что пастырский, священномученический и человеческий подвиг отца иерея Иосифа Гагкаева, не предавшего и не отрекшегося от Христа Бога и Его Церкви, имеет особую оценку в чертогах Небесных. Следует начать сбор материалов для возможной канонизации отца Иосифа как священномученика к предстоящим торжествам 1100-летия Крещения Алании в 2022 году.

Дай Господь, чтобы по Его воле и воле священноначалия Русской Православной Церкви и народа Божьего мы могли дожить до справедливого и радостного богослужебного дня, когда в восторженной радости Божией могли воскликнуть: «СВЯЩЕННОМУЧЕНИЧЕ ОТЧЕ ИОСИФЕ, МОЛИ БОГА О НАС!»

Владимир  Александрович Николаев, 
подполковник юстиции в отставке, осетинский племянник Габуевых.
Владикавказ – Калуга