Возможно ли сегодня родиться и жить народной песне?
На Рождественском концерте Патриаршего фестиваля «Песнопения христианского мира» довелось услышать песню Д. Гаркави «Земля святая» в исполнении ансамбля народной песни «Уралочка» (Пермский краевой колледж искусств, заслуженный работник культуры РФ Лариса Анатольевна Белецкая). В юных голосах этот прекрасный православный гимн России звучит особенно проникновенно и символично.
Однако пришлось задуматься: а возможно ли в наше время вообще появление новой музыки в русской народной певческой традиции? Стал искать примеры. В первую очередь пришёл в голову знаменитый «Конь». Никон Жила называет эту песню самой популярной при исполнениях в концертах хора Сретенского монастыря.
Однажды девушка Ксения, с которой вместе поём на клиросе, попросила разучить с ней на два голоса эту песню. Я на тот момент помнил мотив как-то смутно, как нечто не особенно заслуживающее внимания. Это крайне удивило Ксению, которая сказала не без иронии: «Эту песню знают все, кроме вас». Так оно и было, как выяснилось.
Причиной незнания этой песни и непонимания её исторического значения был типический снобизм музыканта-академиста, обученного, искушённого, с изощрённо тренированным слухом, и потому свысока поглядывающего на «дворовую» культуру. А музыкой надо интересоваться широко, внимательно, независимо, ни на чём одном не замыкаясь, получая удовольствие от находок и в «неродных» жанрах. И, самое главное, ни в коем случае не деля музыку на серьёзную и несерьёзную.
«Выйду ночью в поле с конём» – теперь эти слова и мелодию на них знает вся Россия. Конечно, мелодия стилизована, однако материалом является прекрасная музыка русских казачьих песен рубежа XIX века, романсов и отчасти советских лирических песен. Казалось бы, эта традиция должна была совсем умереть в потоке «попсы» и прочего музыкального хлама, однако этого не произошло. Мы стали современниками рождения Промыслом Божьим авторской песни, ставшей народной, наравне с песнями вроде «Среди долины ровныя» или «Однозвучно гремит колокольчик».
Невольно возник интерес к тому, кто же сочинил такую песню, как «Конь»? Неужели какой-то самородок, не знающий нотной грамоты, но стихийно невероятно одарённый? Поиски быстро позволили установить, что автором мелодии песни является Игорь Игоревич Матвиенко – композитор, создатель знаменитой группы «Любэ», впервые исполнившей «Коня». Читаем в Википедии: «Родился в 1960 году. В 1980 году окончил музыкальное училище имени Ипполитова-Иванова по специальности хормейстер». Что и требовалось доказать: при такой специальности пропустить через себя огромное количество русской хоровой церковной народной музыки, буквально пропитаться ею – просто неизбежность.
Песенный шедевр не рождается без синтеза музыки и слова: «Конь» написан на слова Александра Шаганова – лирического поэта, автора слов многих других песен И. Матвиенко. «Идея была моя, а Шаганов её развернул в гениальное произведение вот с такой кульминацией, с пафосом. Чисто так по-шагановски. Только он так может», – говорит о нём И. Матвиенко. Сам А. Шаганов на радио «Вера» рассказывал, что поле, по которому идёт конь, находится под Суздалем, на родине его бабушки, во владимирском ополье…
И. Матвиенко продолжает: «Делалась песня чуть ли не для "Иванушек". Там должны были быть барабаны, но потом почему-то мы из этого сделали песню для хора. А, я вспомнил почему! Потому что, Царствие ему Небесное, покойный Анатолий Кулешов у нас работал, это он предложил. <…> Он в церкви пел… был хормейстером и репетировал все хоровые партии. И мы решили сделать такой хор, и получилось акапельное произведение», – рассказывает И. Матвиенко.
Дух Православия охватывает любые лирические старые русские песни, независимо от самого личностного содержания, с их сердечностью, свечой из той самой «низенькой светёлки», искренностью и, конечно, замечательной красотой мотива… Они как бы под иконой все сотворились. Чудес не бывает: выдающееся искусство рождается на традиции, таланте, знании, труде и вере.
Позже Ксения познакомила меня с песней «За тихой рекою» в исполнении группы «Калина фолк» – тоже сделавшейся народной. На вопрос к Ксении, знают ли эту группу и слушают ли эту песню её друзья возраста 18-20 лет, получил в ответ отрицательное качание головой.
За тихой рекою, в берёзовой роще
Распустится первый весенний цветок,
И я загадаю желанье попроще,
И перекрестившись, взгляну на Восток.
И что-то большое откроется сердцу –
Такое, что жизнью моей не объять.
И станет спокойно и сладко, как в детстве,
Когда обнимала меня моя мать.
С колоссальным интересом узнал о существовании этого квартета. Поразили чистота, выверенность исполнения, интонация, следование старой традиции певческого квартета, богатство и полифоничность аранжировки. И тут чудес не оказалось: все певцы группы «Калина фолк» во главе с замечательным музыкантом Еленой Комаровой – вокалисты, окончившие Гнесинку. Вот очень важно, что во главе фестиваля «Песнопения христианского мира» стоит коллектив известный, музыкально состоятельный – Патриарший хор во главе с выдающимся музыкантом, композитором Ильёй Толкачёвым.
Не произошло чуда и в истории с мелодией и текстом песни «За тихой рекою». Они принадлежат Сергею Трофимову. Это настоящий, не просто талантливый, а умелый музыкант. Увы, в наше время в среде так называемой православной бардовской песни очень много примеров, когда человек, научившись извлекать на гитаре три аккорда и не особо умея отличать мотив одесского кичмана, пионерской песни или жестокого романса от музыки духовного содержания, уже величает себя композитором. Однако «чтоб музыкантом быть, так надобно уменье».
А в 1991–93 годах Сергей Трофимов пел на клиросе в одном из православных храмов. Творчество его неразрывно связано с христианской темой. Так что и здесь налицо присутствие Православия.
На Рождественском концерте Патриаршего фестиваля «Песнопения христианского мира» песня «Земля святая» звучала в юных голосах. И столь же юные исполнители из Владимира (областной колледж имени А.П. Бородина) превосходно исполнили духовный стих «Дороженька» на слова и музыку Елены Смирновой в обработке М. Медведевой. И это не просто разовые удачные попадания. «Дороженька» в таком звучании приобретает значение некого некоронованного, но душой ощутимого лирического гимна России. Возрождение жанра духовного стиха, вдохновение в вере, которые в нём присутствуют, очень перспективны и музыкально, и духовно, и идейно – это оригинальная область музыки, стоящая особняком от общепринятой музыкальной атмосферы в миру. (Боже мой, да музыкальная ли она теперь вообще?...)
Конечно, государство и маститые продюсеры продюсируют для «пипла» сейчас совсем другие образцы людского творчества. Денежные мешки ТВ и прочей «мировой антрепризы» однозначно «раскручивают» сферу соблазнов, служат сатане откровенно, что называется – за деньги, буквально на работу к нему ходят. Мы должны понимать, что говорим сейчас об уникальных исключениях, искорках в огромном затухшем костре, которые позволяют нам не только умиляться, но и с глубоким огорчением осознавать, насколько ущербен в музыкальном отношении наш век. Вопрос – разгорится ли из этих искорок пламя новых мелодий, национальной культуры будущего – риторический: это Господь только знает, потому что это во многом вопрос существования нации вообще.
Но всё будет всё равно по-Божьему, и параллельно злу всегда будет твориться добро. Концерты фестиваля «Песнопения христианского мира» хоть и проходят в Зале церковных соборов московского Храма Христа Спасителя, а не на каком-нибудь стадионе или Красной площади под рёв, дым, однако дело своё делают исправно и поток в культуре формируют божеский, плодотворный. Есть эта – живая, родная, своя, красивая, всеми любимая и желанная культура русской мелодии. Просто нужно искать её и служить ей.
Когда видишь на детках все эти национальные костюмы, слышишь чистые, выверенные занятиями голоса, проникаешься глубоким уважением к преподавателям и руководителям певческих коллективов, в наши времена несущих своё знамя высоко и преданно Богу и искусству. Благодаря таким творцам и создателям почвенной народной музыки в нашей современности ещё жив мелодический напев – достояние человечества и, конечно, России, которая немыслима без лирической и духовной песни.
Когда поют «Землю святую» или «Коня», они как бы провозглашают, что они люди с тёплой, а не с глобалистической или толерантной душой, и живут в самой прекрасной на свете России и веруют в Бога. Об этом почти напрямую сказано в припеве песни С. Трофимова «Родина»:
Это всё моё родное,
Это где-то в глубине.
Это самое святое,
Что осталось во мне.
Это нас хранит и лечит
Как Господня благодать.
Это то, что не купить
И не отнять.
Алексей Борисович Вульфов,
член Союза композиторов России,
член жюри Патриаршего фестиваля
«Песнопения христианского мира»
Автор выражает глубокую благодарность Ксении Алексеевне Метельковой за неоценимую помощь в ознакомлении с названными песнями.