1 ноября 1829 года, 190 лет назад, родился святой праведный ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ
Православные люди по всему миру 1 ноября вспоминают святого праведного Иоанна Кронштадтского. В этот день, ровно 190 лет тому назад, в селе Сура Архангельской губернии, на далёком севере России, в семье бедного сельского дьячка появился на свет Иван Сергиев.
В роду его отца все предки были священнослужителями на протяжении 350 лет. Этот же путь избрал для себя и Иван Сергиев. По рукоположении молодой священник был назначен ключарём Андреевского собора Кронштадта. Пройдут годы, и, благодаря ему, Кронштадт станет точкой притяжения для миллионов верующих. При жизни его ежедневные службы собирали в Андреевском соборе Кронштадта тысячи человек со всей России. За полвека служения народу и Богу он объездил большую часть Российской империи.
Он исповедовал и причащал перед смертью Александра III, а в последние годы часто сетовал на мягкость Николая II и засилье сатанинского либерализма в столице. Многие его пророчества относительно России сбылись. У о. Иоанна был дар исцелять страждущих от тяжёлых болезней молитвой и возложением рук. Слава о кронштадтском чудотворце достигала самых удалённых уголков России. Чехов, посетивший остров Сахалин, самую дальнюю окраину России, вспоминал: «В какой бы дом я ни заходил, я везде видел на стене портрет отца Иоанна Кронштадтского».
Вспомним некоторые интересные факты из жизни святого, а также его пророчество о судьбе России.
Молитва о разуме
В 6 лет Иван Сергиев начал учиться грамоте, но учёба ему давалась очень трудно. Мальчик страдал – ведь отец собрал на его образование последние скудные средства. «Отец купил для меня букварь, но туго давалась мне грамота, – вспоминал Иоанн Кронштадтский. – Я не мог никак усвоить тождество между нашей речью и письмом, между звуком и буквою. Ночью я любил вставать на молитву. И молился я чаще всего о том, чтобы Бог дал свет разума на утешение родителям». И вот после одной из таких горячих молитв он стал читать гораздо лучше, хорошо понимать и запоминать прочитанное. С той поры отрок отлично учился: одним из первых окончил училище, первым окончил Архангельскую духовную семинарию и был принят на казённый счёт в Санкт-Петербургскую духовную академию.
Батюшка отверженных
Местом пастырского служения о. Иоанна стал Кронштадт. 12 декабря 1855 года совершилось его рукоположение в священники. Когда он впервые вошёл в Андреевский собор, то остановился почти в ужасе на его пороге: это был именно тот храм, который он видел в детских мечтах. Во второй половине девятнадцатого века Кронштадт был местом административной высылки из столицы убийц, воров и прочих уголовных преступников. Жили эти бедолаги в лачугах и землянках, попрошайничали и пьянствовали. Горожане презирали и боялись этих людей, но о. Иоанн всю свою любовь и заботу обратил именно на них и других бедняков. Он начал подвиг самоотверженного пастырского служения. Ежедневно бывал он в убогих жилищах, беседовал, утешал, ухаживал за больными и помогал материально, раздавая всё, что имел. Часто он возвращался домой раздетым и без сапог. Но, главное, он помогал обездоленным стать истинно верующими людьми.
Как брат с сестрой
Со своей женой Елизаветой Несвицкой, дочерью ключаря Андреевского собора, о. Иоанн жил как брат с сестрой. О своём желании сохранять целомудрие о. Иоанн объявил сразу же после венчания. «Счастливых семей, Лиза, и без нас много. А мы с тобою давай посвятим себя на служение Богу» – так сказал он своей жене в первый же день своей брачной жизни. И до конца дней своих оставался чистым девственником. Это нужно было о. Иоанну, чтобы каждый день совершать в храме Божественную литургию. Елизавета Константиновна смирилась со своей участью и называла мужа «брат Иоанн».
Внутренний огонь
Вставал о. Иоанн ежедневно очень рано. Около 4 часов утра он отправлялся в собор. Здесь его уже встречали толпы паломников – они жаждали получить благословение. Тут же было и множество нищих, которым о. Иоанн раздавал милостыню. Перед началом литургии была исповедь. Из-за громадного количества верующих о. Иоанн проводил общую исповедь. Многие каялись вслух, громко выкрикивая свои грехи, не стыдясь и не стесняясь. Батюшка Иоанн по-особому совершал Божественную литургию, что ошеломляло современников. «Меня поразила огненная вдохновенность отца Иоанна, – вспоминал о. Сергий Четвериков. – Он служил, весь охваченный внутренним огнём, как Серафим, предстоявший Богу. Лицо о. Иоанна всё время обливалось слезами. Все движения его были быстрыми и резкими». Андреевский собор, вмещавший до 5 тысяч человек, всегда бывал полон, а потому очень долго шло причащение, и литургия раньше 12 часов дня не оканчивалась.
Исцеление… по телеграмме
У о. Иоанна был дар чудотворения. «Кто-то в Кронштадте заболел, – вспоминал он. – Просили моей молитвенной помощи. У меня и тогда уже была такая привычка: никому в просьбе не отказывать. Я исповедал пред Господом своё ничтожество и свою греховность и стал просить для болящего исцеления. И Господь послал ему милость Свою – он выздоровел. Я же благодарил Господа за эту милость». Порой исцеления происходили заочно: достаточно было написать письмо о. Иоанну или дать телеграмму. Однажды по молитвам священника в местности, страдавшей от засухи, пролился дождь. 15 октября 1894 года он исцелил разбитого параличом татарина, который после молитвы батюшки встал с носилок и начал ходить.
Последние минуты
императора
О. Иоанн находился в царском дворце в Ливадии при последних днях жизни императора Александра III в октябре 1894 года. И сама кончина государя последовала в его присутствии. В последние часы своей жизни государь говорил о. Иоанну: «Вы – святой человек. Вы – праведник. Вот почему вас любит русский народ». – «Да, – отвечал о. Иоанн, – Ваш народ любит меня». Умирая, по принятии Св. Таин и Таинства елео-священия, государь просил о. Иоанна возложить свои руки на его голову, говоря ему: «Когда вы держите руки свои на моей голове, я чувствую большое облегчение, а когда отнимаете, очень страдаю – не отнимайте их». О. Иоанн так и продолжал держать свои руки на главе умирающего царя, пока царь не предал душу свою Богу. О. Иоанн участвовал в отпевании Александра III, венчании и коронации Николая II, крестинах наследника Алексия.
Раздавал всё до копейки
О. Иоанн был самым знаменитым священником своего времени. Через его руки ежегодно проходили, как отмечают биографы, огромные деньги. Благотворительная деятельность о. Иоанна исчислялась миллионами рублей в год. Получая пожертвования, он всё раздавал до последней копейки. На его деньги в Кронштадте был построен Дом трудолюбия с мастерскими, школой, детским садиком, лечебницей и приютом. На средства Иоанна Кронштадтского было построено шесть женских монастырей в Петербургской, Архангельской, Новгородской и Ярославской губерниях. При этом сам о. Иоанн жил на служебной квартире на Михайловской улице, питался скудно, не ел мяса, работал по 12 часов в сутки.
Подставил вторую щёку
В 1905 году в Андреевском соборе произошёл инцидент с молодым человеком. О. Иоанн во время обедни вышел из царских врат с чашей и увидел студента, который закуривал папиросу от лампады перед иконой Спасителя. Батюшка сделал ему замечание. Студент, не отвечая, ударил о. Иоанна по щеке, да так сильно, что Дары расплескались на каменный помост. О. Иоанн перекрестился, подставил ему другую щёку и сказал: «Ударь ещё раз». Но народ схватил студента. После этого случая о. Иоанн стал плохо слышать и всегда просил говорить громче.
Будущее России
Для о. Иоанна самодержавие было абсолютным религиозно-политическим идеалом. Он предвидел, что революционные потрясения принесут много бед нашей стране. «Если в России так пойдут дела и безбожники и анархисты-безум-цы не будут подвержены праведной каре закона и если Россия не очистится от множества плевел, то она опустеет, как древние царства и города, стёртые правосудием Божиим с лица земли за своё безбожие и за свои беззакония», – говорил священник. Он также предсказывал: «Бедное отечество, когда-то ты будешь благоденствовать?! Только тогда, когда будешь держаться всем сердцем Бога, Церкви, любви к царю и Отечеству и чистоты нравов».
Последняя литургия
9 декабря 1908 года о. Иоанн совершил последнюю литургию, а утром 20 декабря тихо предал свой дух Богу. Похоронили о. Иоанна в церкви-усыпальнице, специально устроенной для него в подвальном этаже сооружённого им Иоанновского монастыря на Карповке. Эта церковь красиво облицована белым мрамором, иконостас и гробница – тоже из белого мрамора. Море света от тысяч свечей, возжигаемых богомольцами, заливает этот дивный сияющий храм. Российский народ почитал Иоанна Кронштадтского святым ещё при жизни. В 1990 году он был канонизирован Русской Православной Церковью. Этому святому молятся об исцелении духовном и физическом.
Подготовил
Андрей Викторович САМАРЦЕВ