Мне давно очень хотелось написать о блаженном Матфее, но всё как-то не складывалось. И вот время это наступило. Но сначала расскажу об одном кладбище, которое находится в центре города Петербурга. «Кладбища – самые многолюдные города. Кладбища для христиан являются не местом гниения и праха, погибели и ничтожества, а хранилищем… очень драгоценного, самого драгоценного в мире, это наши близкие», – писал святой Николай Сербский.
В древности места погребения усопших считались священными, к умершим телам относились как к «усопшим», то есть уснувшим. «Мёртвые тела, – пишет святитель Николай Сербский, – всего лишь спящие тела, спящие, а не мёртвые. Разница лишь в том, что наши души облечены в тела, а их души обнажены и разлучены с телом».
Сегодня многие кладбища утрачены, разорены, разграблены. На их месте стоят многоквартирные дома, детские сады, заводы. Одно из таких кладбищ, о котором хочу рассказать, находится на территории Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. Основанное в 1861 году, оно получило название по имени церкви святителя Николая Мирликийского. Николай Иванович Русанов, купец первой гильдии, крупнейший лесопромышленник, построил церковь святителя Николая в качестве семейной усыпальницы, где и был похоронен в цокольном этаже.
Когда-то кладбищу грозило уничтожение и превращение его в парк. «Покойники не возражают против того, чтобы города живых разрастались на километры, а некоторые из живых протестуют, что города мёртвых расширяются на метры. Некоторые протестанты требуют, чтобы кладбища были перекопаны и превращены в парки», – заметил святитель Николай Сербский.
…Разрушенные склепы, заброшенные могилы, упавшие кресты, словно втоптанные в землю могилы с проросшей на ней травой. Нива Божия. Но нет места унынию. Мы с подругой по главной дорожке, ведущей от ворот, подходим к церкви. В церкви сидит женщина, служительница. Она продаёт нам свечи и дарит иконочки. Мы знаем, что в алтаре находится ковчежец с мощами блаженного Матфея. Именно это знание и привело нас сюда. Она дарит нам распечатанное на двух страницах житие блаженного.
– Вы были в часовенке? – спрашивает.
Конечно, мы хорошо знаем сохранившуюся часовенку в восточной части кладбища, ходили туда не раз, читали надписи на стенах с просьбами, молитвами. Когда-то наверху часовни возвышался крест, с фигуркой голубя в натуральную величину. Осталась надгробная доска, в которой указано, что здесь покоится тело «ревнителя святой Троицы», – местночтимого святого Санкт-Петербургской епархии, затворника Матфея (Матвея Климентьевича) Татомира, сына протоиерея, скончавшегося 57 лет в 1904 году».
Блаженный родился 16 ноября 1848 г.в семье приходского священника Подольской губернии, окончил Каменец-Подольскую духовную семинарию, учился в Санкт-Петербургском университете, но не окончил его: был несправедливо отчислен и выслан из Санкт-Петербурга. В дальнейшем Матвей Татомир некоторое время жил в Каменец-Подольске, совершал паломничества по святым местам, около трёх лет пробыл в Иерусалиме. Он щедро раздавал милостыню. Каждый день его видели на службах в разных храмах. Часто у него спрашивали советов и получали глубокие ответы. Когда известность его стала широкой, он стал затворяться в своей квартире, в которой и принимал посетителей. Последние семь лет провёл в затворе в Санкт-Петербурге на частной квартире на Ивановской улице, дом 22, квартира 18.
17 сентября 1904 г. блаженный скончался, его погребение на престижном Никольском кладбище и возведение склепа-часовни были совершены на пожертвования ревностных почитателей…
– Поднимайтесь в часовенку, помолитесь, – говорит нам молодой сторож, – только дверь не запирайте, она еле держится.
– А вы можете нам о нём рассказать? – спрашиваю я.
– Он скоропослушник. Очень скоро приходит помощь, – коротко ответил сторож и поторопился уйти.
А через некоторое время моя подруженька рассказывает такую вот историю чудесную:
«Поразила меня часовенка, с разными надписями, с мольбой на стенах, с записочками, втиснутыми в дверцу. У меня у самой печаль была большая, дети выросли и со своими проблемами меня и забыли. С дочерью год не виделась, не общалась. Вот и взмолилась я! И не успела доехать до дома, как раздался звонок. Звонил сын:
– Мама, давай поедем к Оле, сестре!
И мы поехали, и такой удивительный вечер получился, и я познакомилась с будущим зятем», – рассказала Татьяна. Опережая события, скажу, через год родилась долгожданная внучка. Татьяна уволилась с работы ради того, чтобы помогать дочери. И теперь через день сидит с внучкой и видится с дочкой. И отношения наладились. Простое, но такое радостное чудо.
Я бы тоже могла рассказать о нескольких таких вот простых чудесах. Но думаю, что у каждого своя история, своя встреча с этим удивительным подвижником. В церкви, где покоятся его мощи, лежат несколько тетрадей, в которой люди записывают чудеса по молитве блаженного Матфея.
Галина Евгеньевна ЛЕБЕДИНА