Ирина Ушакова - Казачество – охранение Православия до Страшного Суда

Тему казачества, скажем прямо, сегодня затрепали и обесценили. Отчасти потому, что вовсе обесценили такие понятия, как честь, слава, достоинство, культура. Но как остро не хватает этих понятий нам в современной жизни! А ещё – не даёт покоя трагедия уничтожения целого сословия, составлявшего цвет русской жизни на протяжении многих веков. Хочется просто вглядеться в судьбы конкретных людей, прислушаться к тем, кто хранит память о них, для кого казачья судьба – это их собственная жизнь. 

Казачка Лобова

Много было в казачьей среде мудрости, которой так не хватает нам сегодня: семейное домостроительство, воспитание детей, самоорганизация, а главное – самосознание себя православными людьми и соответствие этому призванию. А сплочённость казаков! 
Одной из первых, кто занялся историей казачества в России после семидесяти лет забвения этой темы, была Тамара Михайловна Лобова. Потомственная казачка, родилась в 1940 г. в семье сосланных в Таджикистан казаков станицы Суворовская, что близ Кисловодска. В 1945 г. семья вернулась на родину. 

В каждый свой приезд в её просторный, светлый казачий дом на окраине Кисловодска подолгу стою у портретов её деда в черкеске и папахе, её бабушки. Взгляда не отвести от этих красивых, строгих лиц!

– Нет теперь таких лиц! Истребили инициативу и трудолюбие. Страх изменил наш генетический код. Мы стали страной сирот, – говорит Тамара Михайловна. 

Иван Михайлович Лобов служил в Хопёрском полку, участвовавшем во многих войнах и не знавшем поражений. В 21 год был награждён Георгиевским крестом IV степени и серебряной медалью «За храбрость». Новая власть в 1918–19 гг. Георгиевских кавалеров уничтожала в первую очередь. Семьи высылали на непригодные для жизни земли в Сибирь или в Среднюю Азию.

В Таджикистане сосланные казаки работали на хлопкоочистительном заводе. Жили впроголодь, за колючей проволокой. И в Кисловодске, когда семья вернулась из ссылки, как и везде, был послевоенный голод. «Травы не было, потому что мы её съедали», – говорит сквозь слёзы моя собеседница. В 1990-е она не приняла реабилитацию, как и её отец. «Верните мне моих детей!» – были его слова. 

Шурка

Как ни страшно заглядывать в бездну гражданской войны, но придётся. Ибо мы не осмыслили произошедшего, раз снова стало возможным так легко стравить один народ, что и происходит сегодня в Донбассе.

Держу в руках икону Спасителя, простреленную в двух местах навылет. «Это наша, семейная», – говорит Тамара Михайловна. В их семье все – до маленьких правнуков – знают историю, случившуюся с одной из родственниц.

В 1919 г. А.Г. Шкуро, генерал-лейтенант Белой армии, приехал в станицу Суворовская и организовал смотр войскам. И тут казачка Александра Григорьевна Никитина, одевшись по-мужски, показала и рубку, и джигитовку. Заткнула за пояс всех станичных казаков. Шкуро наградил её наганом. Отец девушки – человек горячий – высек её дома до полусмерти. А она под стать отцу – вскочила на коня, только её и видели. Вернулась в станицу Шурка уже в кожаной куртке, в фуражке, с папиросой. В Гражданскую войну воевала в дивизии Будённого, сражалась с басмачами в Средней Азии.

Дома отец не принял дочь. Приютила сердобольная тётушка. В один из запоев, случавшихся с Шуркой, она вынула наган и стала палить в икону Спасителя. Стреляла метко – в лицо и в самое сердце.
Что это было? Помрачение, как пишут святые отцы? Влияние солнечной радиации, которая порождает войны и эпидемии, как объясняет физик Чижевский? 
– Я не осуждаю Шурку, – говорит Тамара Михайловна. – К старости начинаешь всех оправдывать. Только когда познаешь немощи, откроется мудрость.
Как замолить этот грех? Всей семьёй, всем миром… Сколько нужно для этого сил и веры!

Терек

Во время Первой мировой войны Терское войско выставило в действующую армию всё мужское население. Полковник А. Зайцев в книге «1918 год» писал: «В то время, когда вся масса Империи давала на военную службу 29 % ежегодно мужчин призывного возраста, казачество выставляло 72 %». Была Кавказская конная, или Туземная дивизия. В неё входили полки: Черкесский, Кабардинский, Татарский. В состав Терского казачьего войска входили осетины, ногайцы, черкесы, грузины, кабардинцы. 
И русская армия победила в Первой мировой войне. Только иезуитская хитрость могла свести на нет эту победу и посеять раздор между братьями.

Боргустан

Нескончаемые обыски, требования от казаков сдать оружие, насилие, передел земли, расстрелы не могли не вызвать протеста в казачьих станицах. 

Казаки, крестьяне, горцы создали отряды для борьбы с красными. Как пишет историк Эдуард Бурда, «все эти отряды уже начинали балансировать на той грани, которая отделяла идейных противников коммунистического режима от бандитов, воюющих против всех и вся. Их трагедия заключалась в невозможности возврата к мирной жизни – дорогу назад преграждали и обоюдное нежелание идти на компромиссы, и уже пролитая кровь». И это правда, как и то, что восставшие воевали за свою землю, за тот строй жизни, который был им понятен и соприроден.

Кавказскому бюро пришлось обратиться к Ленину. Он-то знал, как поступить с казачеством. 11 сентября был создан Южный фронт и Управление по формированию запасных войск Кавказского фронта. Терское ЧК стало брать заложников в станицах. Во все районы Терской области были отправлены бронепоезда. Всё мужское население, кого не расстреляли, отправили в Кавтрудармию в город Грозный. В станицах расстреливали офицеров, стариков, защищавших всю жизнь своё Отечество.  Исход борьбы был предрешён.

Уже в мирное советское время в станице Боргустанской в память об этих событиях поставили обелиск 545 бойцам и командирам 2-й Южно-Осетинской бригады, но почему-то от «благодарных жителей Боргустана».

Школа

Историю рода казаков Лобовых Тамара Михайловна восстановила с 1750 года. Лобовы участвовали в сражении под станицей Бекешевской во время Кавказской войны в 1843 г., в битве при Курюк-даре в 1854 г., в осаде Баязета, где дрались с турками один против десяти… Эта великая история была костью в горле у красных комиссаров, не имевших роду-племени. Некоторые из рода Лобовых воевали и в Великую Отечественную войну. Из фронтовых писем своих родственников и друзей Т.М. Лобова составила книгу «Письма под образами», вышедшую в 2014 г. в Пятигорске.

Делом своей жизни Тамара Лобова считает сохранение казачьей истории. Её стараниями в станице Суворовская открыт памятник «казакам, ковавшим вековую славу России» – георгиевским кавалерам. На нём выбито 192 имени. В этом списке, собранном Тамарой Михайловной, 9 Георгиевских кавалеров Лобовых. Это первый памятник подвигу её предков казаков, которые спасали народы – греков, армян, грузин.

…Мы все ранены той Гражданской войной. И как не признать, что нацию вымотало это столетие, прошедшее под лозунгами классовой вражды. Но жизнь продолжается. Тамара Михайловна уверена, что основа существования нашего народа – это вера, Родина, семья. А смысл жизни и казака, и любого русского человека – охранение Православия до Страшного Суда. 

Ирина Владимировна 
УШАКОВА