Михаил Гладких - О «Русском Доме» и возрождении деревни

Дорогая редакция «Русского Дома»! В прошлом году открыл для себя ваше замечательное издание (покупаю его в киоске «Роспечать» в нашем районном центре) и после долгих колебаний решился-таки написать это письмо.

Сказать, что по нынешним временам журнал удивляет – ничего не сказать. Он стоит особняком от всех печатных изданий. Чего только стоит один девиз «Русского Дома» – «Журнал для тех, кто любит Россию»! И эта любовь озвучивается у вас настоящим русским языком (такая ныне редкость!).

Затронутые журналом темы никакими длинными письмами не охватить. Журнал несёт позитив и вызывает чувство благодарности.

Сильная аналитика по Украине (например, О.А. Матвейчев «Тиха ль украинская ночь»; № 4 – 2019). Также апрельский номер порадовал успехами художественного руководителя Государственной академической капеллы России Валерия Кузьмича Полянского – моего одноклассника! В 1964 году мы с ним закончили московскую школу № 1152. Всегда он был на хорошем счету, вот стези его и остались прямыми. У меня хранится общее фото 8-го класса «Б», сделанное в день выпускного вечера. Мы с Валерой стоим там в верхнем ряду.

Позже, хоть мы и жили на одной улице, пути стали расходиться. Но с его мамой (как и моей, Ниной; обе работали в одном месте) ещё долго пересекался, обмениваясь информацией о моих и Валериных жизненных вехах. 

Ещё один повод удивиться тесноте этого мира обнаружил в вашем же журнале (№ 12 – 2018, статья «Династия правдоискателей»). Оказывается, с протоиереем Александром Шаргуновым я учился в одном и том же ВУЗе – инязе им. Мориса Тореза в Москве. Только – годы обучения у нас с ним были разные: он в 1969 году институт уже заканчивал, а я в 1968-м только поступил, да ещё на вечернее отделение. Но вполне возможно, что у нас были общие преподаватели. Не говоря уже о возможности пересечься в коридорах института, читальном зале, библиотеке или столовой, которая у нас называлась по-латыни: LINGUA. Конечно же, тогда никак не мог представить себе, что полвека спустя прочту в журнале «Русский Дом» о путях, на которые выводит нас альма-матер. Неисповедимы пути Господни! И воистину – мир тесен.

Исторические материалы в вашем журнале (рубрика «Тайны истории») – предмет моего особого интереса, ибо и сам я немного исследователь. Страсть моя – загадки истории. Но этот конёк «седлать» в данном письме не рискну, а то конца письму − не быть.

Последний по времени прочитанный мной номер «Русского Дома» (№ 6 – 2019) поднял бурю эмоций: судьба русской деревни меня тоже очень тревожит. Но дело ещё и в том, что я-то как раз из тех городских, которые бросили Москву ради жизни в деревне…

Тридцать лет назад я поселился в крестьянском доме с русской печкой, огородом, покосом, на берегу реки во Владимирской области. Как и мечтал с детства, веду здесь подсобное хозяйство. Высылаемые вам фото обрисуют картину моего деревенского бытия. Дом простой, бревенчатый, позже обшит вагонкой, покрашен. Рядом с моим забором сейчас поднялась церковка. По церковным праздникам из районного прихода приезжает служить батюшка. Так что и в течение дня, и в течение года душе и глазу является напоминание о горнем…

Храм построен на средства жителей деревни. Строительство ещё продолжается: в проекте – установление ограды и оборудование смотровой площадки (за часовней небольшой обрыв перед рекой: пейзаж – воля-вольная до самого горизонта!).

Окашиваю участок обыкновенной «дедовской» косой. Триммеры не терплю, да и не газоны мне нужны, а сено… Триммер же делает из травы труху, которую козы и есть-то не станут. 

Очень хотелось бы обсудить тему восстановления сельских храмов, каковой вы также посвятили ряд своих материалов (например, № 1 – 2019, Р.А. Илющенко, «Неоконченная война миров»), и – шире – русской деревни. На правах сельского жителя, участвовавшего в восстановлении церкви, позволю себе не согласиться с автором: возрождение деревни надо начинать не с храма, а с газификации деревни. Тем более сейчас эта тенденция поддерживается властями. А за газификацией восстанут и храмы. В газифицированной деревне сразу же продадутся участки и дома, «висевшие» на продаже десятилетиями, приедут новые жители, в основном, состоятельные горожане. Новые жильцы и возьмут на себя все хлопоты для строительства нового или реконструкции старого храма – для себя и своих детей. Ведь в каждой деревне сейчас − полтора жителя. Да и догляд каждому строению необходим: рано или поздно всё приходит в упадок. Нужен глаз и рука хозяина.

С уважением и надеждой на встречи с новыми номерами «Русского Дома»,

Михаил Иосифович ГЛАДКИХ
с. Приволье, 
Владимирской обл.