Когда уйдём со школьного двора

 

5 октября – День учителя

 

Мне посчастливилось учиться в школе № 6 города Обнинска с 1981 по 1991 гг., когда её директором была Раиса Павловна Маслевская. Раиса Павловна собрала тогда замечательный педагогический коллектив, который, как и она сама, готов был к поиску новых подходов, идей, решений. Но в основе всегда были заложены лучшие образцы традиционной отечественной педагогики. «Ученик имеет право на ошибку», – ценность этого тезиса я прочувствовала, ещё учась в школе. Раиса Павловна всегда готова была выслушать нас. Даже будучи маленькими, мы не боялись подойти к ней со своими проблемами: учась в 4-м классе, мы как-то сильно обиделись на физрука: тот, не разобравшись, наказал наш класс дополнительным беганьем по залу. Так мы и ввалились в кабинет директора, растрёпанные, возмущённые. Раиса Павловна внимательно выслушала нас, пообещала разобраться, и, действительно, в последующем недоразумений на физкультуре не возникало.

 Впрочем, наглость и хамство, поразившие многих в старших классах, пресекались твёрдо и решительно. В тот период наша школа носила титул «опорной при Академии педагогических наук». Одна из первых наша школа ввела переводные экзамены по билетам в среднем звене. Я до сих пор убеждена, что это самый лучший и объективный показатель знаний (куда лучше нынешних тестов). Причём даже слабые ученики готовились и сдавали экзамены наравне со всеми (без всяких «щадящих режимов»), получая свои честно заработанные тройки.

Наши учителя часто ездили на различные семинары, привозя оттуда различные идеи. Так, в 90-м году наш историк – Собачкин Алексей Иванович – привёз идею конспектирования темы урока в виде серии картинок. Самое неприятное заключалось в том, что каждый урок начинался с проверочной работы, где требовалось воспроизвести эти «иероглифы». Я предпочитала по старинке конспектировать рассказ учителя в тетради, а проверочные попросту списывала заранее из тетради более прилежной соседки. Однако в конце года оказалось, что знание картинок не гарантирует их осмысления и связного изложения материала, и мои тетради выручили не только меня. Алексей Иванович был в то время режиссёром школьного театра, преподавал у нас сценическое искусство, что подталкивало его иной раз к нестандартным педагогическим решениям: например, вывел с урока нескольких хулиганистых парней, дав им задание приготовить сценку на тему «английские пираты эпохи королевы Елизаветы». И пока талант-ливые обормоты сочиняли сценку, спокойно провёл урок.

Незабываемыми были уроки русского языка и литературы, которые вела у нас в средних классах Вера Васильевна Архангельская, а в старших классах Нелли Ивановна. Как неутомимо и вдумчиво они учили нас анализировать произведения, давать оценку героям, их поступкам, какие интересные дискуссии проводились у нас в классе по романам Чернышевского, Толстого, Достоевского.

 И конечно же, мои воспоминания о школе были бы неполными без моих классных руководителей-математиков: Мартыновой Марины Михайловны и Тукаревой Тамары Александровны. «А математику затем учить надо, что она ум в порядок приводит!» В том, что это истина, а не просто цитата Ломоносова, я убедилась на собственном опыте. В одной из четвертей на уроках математики нам разрешили пользоваться калькуляторами в рамках знакомства с вычислительной техникой и основами информатики. Весь класс очень быстро освоил вычисления на калькуляторе. Помню, с удовольствием рассуждали на тему, что «прогресс – это здорово!». И горькое разочарование после контрольной: считать в уме разучились даже отличники. Тогда впервые почувствовала, что «халявой» успеха не добиться.

В 80-е годы очень часто в школе устраивались разные сценические конкурсы. Самым незабываемым было выступление нашего класса на конкурсе, посвящённом 70-летию Октябрьской революции. Мы, семиклассники, инсценировали песню «Там вдали, за рекой…». На сцену, в соответствии с сюжетом, выскакивали здоровенные ребята… верхом на палках с лошадиными головами и начинали сражаться игрушечными сабельками. Зрители хохотали в полный голос. Но когда «боец молодой» не «поник головой», а сам, «поверженный», глядя в зал, стал смеяться со сцены, началась настоящая истерика: хохотали ученики, педагоги, жюри… Положение спасли оставшиеся «красноармейцы»: заткнули пилоткой рот «погибшему» товарищу и утащили его со сцены. Такого успеха у других выступлений не было. Но, видно, за идейную недоработку нам присудили только второе место.

Наш выпуск оказался очень урожайным на медалистов. Почти все поступили в вузы, многие в столичные. У меня не было профессиональных колебаний: с детства мечтала стать врачом-психиат-ром, как мама. Закончила медицинский университет в Москве и уже 22 года работаю в Обнинске. Трое наших старших детей закончили 6-ю школу, здесь же учится и младший сын.

Екатерина Николаевна Кулебякина (Мягкова),
выпуск 1991 г. г. Обнинск