Надежда Ильина - Апостол любви

Архив: 

Празднование апостола Иоанна 21 мая установлено Православной Церковью в воспоминание ежегодного схождения с неба в этот день на место его предполагаемого погребения тончайшего розового праха, который собирали христиане и исцелялись им от духовных и телесных болезней. 

 День и год смерти апостола Иоанна точно никому не известен. И тело его не было найдено учениками в могиле, которую он повелел им выкопать для себя близ Эфеса в Малой Азии, когда ему было уже гораздо более ста лет. Из Евангелия известно, что когда Господь после Воскресения Своего, возвратив Петру апостольское достоинство (тот ведь трижды отрёкся от Него, а Христос простил), сказал: «Иди за Мною», он же, обернувшись, увидел, что и ап. Иоанн пошёл за ними, потому что любовь неодолимо влекла его повсюду следовать за Господом.

«Петр говорит Иисусу: Господи! А он что? Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? Ты иди за Мною» (Ин. 21, 21—22). По толкованию святых отцов ап. Петр понимает, что Господь велит идти ему за Собою на крест (он действительно вскоре принял крестные муки) и, обернувшись, удивлён: почему Иоанн, единственный из всех учеников не оставивший Христа до конца, стоявший у Его Креста рядом с Божией Матерью, должен быть распят? Ну он-то, грешный, понятно — почему. Но Иоанн…

Господь успокоил Петра: «Хочу, чтобы он пребыл, пока приду». Что это означает? Другие ученики тут же реши ли, что Иоанн не умрёт никогда. Но сам апостол любви, которого Церковь именует Богословом с большой буквы, не смел никак толковать таинственные слова Христа: Господь сказал то, что сказал. И нечего добавить. Нам тем более не пристало строить какие-либо умозаключения. В свой срок узнаем, если удостоимся…

По Преданию Церкви, перед своим таинственным уходом от людей, Иоанн не говорил ученикам длинных проповедей, а только беспрестанно повторял: «Братия, любите друг друга». И Господь, как известно, любил Иоанна более других учеников. За что? — за его любовь к Нему. Любовь к Богу, стремление быть ближе к Нему и есть святость. Апостол Иоанн стремился всегда быть близ Господа, неотлучно, днём и ночью.

Любящий Бога и людей любит. Всякая другая любовь непрочна и даже невозможна. Мы, далёкие от Бога люди, часто говорим о любви, но на самом деле эту свойственную святым добродетель совершенно не понимаем. Потому только разочарования и страдания приносит нам наша мнимая любовь. Истинная любовь — это отражение света любви Божественной. Этот свет от юности своей имел в душе Иоанн.

Своё Евангелие он, по смирению, написал последним из апостолов, как бы только восполняя то, о чём не рассказано у других евангелистов. От него узнаём мы то, о чём и не мог знать никто из них. Ведь они время от времени уходили от Христа, а он — никогда. Иоанн рассказывает нам о тайной ночной беседе Христа с начальником иудейским Никодимом, который стал христианином, вместе с Иосифом Аримафейским, презрев страх, участвовал в погребении Христа. От Иоанна мы узнаём и о беседе Господа с пришедшей к колодцу за водой самарянкой (тогда, как вы помните, все ушли за хлебом, но Иоанн-то остался…). Последнюю беседу Иисуса Христа с учениками в Гефсиманском саду только он запомнил слово в слово, и потому теперь мы знаем о ней.

И у Креста со Христом апостол Иоанн стоял, — любовь изгоняет страх, — и через него Господь усыновил Божией Матери (по толкованию святых отцов) всё человечество, сказав: «Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя. И с того времени ученик сей взял Ее к себе».

По смирению своему, он нигде не пишет: я видел, мне сказали. В своём Евангелии он говорит о себе как о «некоем ученике, которого любил Господь». Он, первым из апостолов вместе со святым Андреем Первозванным пришедший ко Христу и никогда не отлучавшийся от Него, не смеет писать о себе явно, подчёркивать свою значимость, потому что слишком хорошо знает: кто есть человек рядом с Богом?

И в Воскресение Христово Иоанн первым из апостолов уверовал, но не дерзнул об этом написать прямо, сказал: «Петр и другой ученик пошли ко Гробу. Они по бежали оба вместе…». Первым прибежал более молодой Иоанн, но войти не дерзнул, уступил Петру. Тот вошёл, увидел свитые пелены и плат, но ещё ничего не понял. После него смиренно вошёл апостол Иоанн («другой ученик»). «И увидел, и уверовал» (Ин. 20, 8). Любви открывает Бог Истину.

Надежда Александровна ИЛЬИНА