Михаил Страхов - Учитель истории

Знаете ли вы, что такое «феномен военных лет»? Это когда в годы войны рождаются преимущественно мальчишки, а не девчонки. Так, в середине пятидесятых годов в школах Коломны преобладали мальчишки. На уроках много говорилось о войне, в кинотеатрах по воскресеньям шли детские военные фильмы. Мы знали всех пионеров-героев, нарасхват были книги военного содержания.

Мы рано начали читать и читали много. Зачитывались М. Твеном, Стивенсоном, Свифтом. Страсть найти сокровище владела многими из нас. В таинственных местах рыли ямы, во взятых из дома ситах просеивали речной песок – искали золото в Оке, Коломенке. Жизнь мальчишек того времени была интересной, но и очень опасной. Настоящие драки камнями, сражения на палках, игры в развалинах, ныряние в воду с обрывистых берегов. 
Я пошёл в пятый класс. Первый урок истории. В класс вошёл учитель лет тридцати – высокого роста, крепкого телосложения. Одет в тесноватый для него пиджак, мощные кисти рук далеко высовывались из коротких рукавов, расстёгнутый ворот рубахи открывал уголок полосатой тельняшки. Когда он сел за учительский стол, мы рассмотрели его лицо. Широкое, полноватое, на голове шапка тёмно-русых волос, всё вроде бы ничего, но маленькие круглые очки придавали его облику чудаковатый вид.
 Учитель сел за стол, внимательно осмотрел класс и представился: «Меня зовут Иван Дмитриевич, я ваш учитель истории. История – это наука, занимающаяся изучением человека и его жизни в прошлом. Я очень люблю свой предмет и приложу все усилия, чтобы и вы его полюбили!»
Мы с интересом слушали, ещё ни один учитель не начинал так свой урок. Иван Дмитриевич немного задумался, а потом спросил: «Вы любите Пушкина?» Мы хором ответили: «Да!» 
– Тогда послушайте, что сказал Александр Сергеевич о своём Отечестве и его истории: «…Ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог её дал». 

Так впервые в нашем классе прозвучало слово Бог.
Иван Дмитриевич сдержал своё слово. С первого урока мы проник-лись интересом к истории. Во время рассказа учитель преображался. Главным было то, что содержание урока пополнялось интересными событиями, историческими эпизодами, которых не было в учебнике. Особенно красочными были описания морских сражений. Ведь наш учитель, как выяснилось, уже после войны служил на Тихоокеанском флоте. Мы не в пример другим классам знали все морские баталии древнего мира, знаменитых флотоводцев. Наша память обогатилась многими морскими терминами. Мы все полюбили море, которое никогда не видели.

Активность на уроке поощрялась «пятёрками». Он организовал исторический кружок, члены которого по знаниям и кругозору значительно опережали своих сверстников, особенно в области мореплавания и морских сражений.

23 февраля в школе появился фотоколлаж. На нём наши преподаватели – фронтовики в форме, с боевыми орденами на груди, с описанием подвигов, совершённых во время ВОВ. Была фотография и Ивана Дмитриевича в морской форме, на бескозырке гвардейская ленточка с надписью – «Тихоокеанский флот», на погонах три лычки, а на груди – медаль. Оказалось, что наш учитель – старшина котельных машинистов – тоже совершил подвиг. Во время боевого патрулирования в одном из котлов корабля потекли трубки. Командир отдал приказ произвести ремонт на ходу. Иван Дмитриевич, будучи старшим, добровольно, рискуя жизнью, полез в раскалённый коллектор и исправил повреждение, за что и был представлен к награде. Стоит ли говорить, как мы гордились своим учителем.

Иван Дмитриевич был одинок, наверное, поэтому своё свободное время отдавал нам. Мы посетили Коломенский краеведческий музей, он располагался в храме Михаила Архангела. Все обратили внимание на то, что перед входом в музей он перекрестился и ещё неоднократно крестился на выставленные в экспозиции иконы. Ребята переглядывались, посмеивались над ним.

Во время поездки в Московский Кремль мы уже не удивлялись, когда Иван Дмитриевич крестился на каждый храм, мимо которого проходили. Это была замечательная экскурсия. Он так интересно рассказывал, что к нам присоединилась целая толпа туристов.

Однажды на уроке он задал неожиданный вопрос – знаем ли мы, кто такой Иван, не помнящий родства. Мы ответили, что, наверное, это человек, который не знает своего имени и родственников. 
– Правильно, – сказал учитель. – Я задал этот вопрос, чтобы разбудить в вас интерес к своему происхождению. 

Он подошёл к доске и схематично нарисовал ствол дерева с кроной. 
– Это генеалогическое древо, – пояснил он и рассказал, как оно составляется. Оказалось, редко кто смог назвать своих прадедов. – Так вот! Чтобы не оказаться Иванами, не помнящими родства, даю задание – с помощью родителей составить генеалогическое древо своего рода. Срок месяц.

На уроке у учеников возник вопрос: «Что такое Гроб Господень и для чего его отвоёвывать, если Бога нет». В это время мы носили пионерские галстуки, а Хрущёв заявил, что скоро покажет последнего попа. Иван Дмитриевич, помолчав, ответил: «Это пещера в скале, где был похоронен Иисус Христос – сын Бога Отца, который послал Его на землю, чтобы прекратить беззакония, творившиеся людьми. Христос нёс людям любовь, добро, мир, призывал к покаянию. Он творил чудеса, оживлял мёртвых, исцелял неизлечимых больных. Но народ Израиля, где Он жил, не принял Его и предал мучительной казни, распяв на кресте. После похорон на третий день Он воскрес и вознёсся на небо к своему Отцу».
Мы слушали, затаив дыхание, но кто-то не выдержал: 
– Прямо чудеса! Только сейчас что-то никто не воскресает! 
– На то это и Бог! – весомо ответил учитель. 
В это время в класс сначала заглянула, а затем и вошла возмущённая старшая пионервожатая Лиля: 
– Иван Дмитриевич! Что это вы пионерам про Бога, которого нет, рассказываете?
Иван Дмитриевич был невозмутим: 
– Это вы так считаете, а я знаю, что есть и что он создатель всего, что нас окружает, в том числе и нас с вами!
– Так вы и теорию Дарвина отрицаете, – с некоторым ехидством, победно глядя на нас, выпалила пионервожатая. 
Мы с любопытством следили за этим разговором.
Учитель улыбнулся: 
– Конечно, отрицаю, не хочу происходить от обезьяны!
И, обращаясь к нам, спросил:
– Ребята! Не слышал ли кто-нибудь из вас, что где-нибудь обезьяна превратилась в человека?
Мы рассмеялись:
– Конечно, нет, глупость какая, ни у одной даже хвост не отвалился!
Учитель, вновь улыбнувшись, защитил нас:
– Мы, люди, работаем, а обезьяны тысячелетиями только едят бананы и никак не хотят превращаться в человека.
– Ну, знаете, Иван Дмитриевич! Я всё доложу директору! А с вами мы ещё поговорим! – Лиля, крутанувшись на одном каблуке, злобно выскочила из класса.

Наступила тишина. Учитель прошёлся взглядом по нашим лицам.
– Не надо бояться! Ничего плохого не случилось! Мы обсуждали школьный материал. Если я не согласен с происхож-
дением человека от обезьяны, то это моё мнение, и я имею на это право. Между прочим, в конце своей жизни английский учёный Дарвин, который выдвинул эту «обезьянью» теорию, сам сомневался в её правоте. Вы не имеете никакого отношения к моему спору с Лилией Семёновной, и то, что я рассказал вам, пионерам, о Боге, это моя инициатива. Сделал я это для того, чтобы приоткрыть дверцу в вашем сердце. Придёт время, и я в этом уверен, когда у многих из вас возникнет потребность познать Бога.
Прозвенел звонок.

Впереди было воскресенье. Иван Дмитриевич обещал поводить нас по историческим местам Коломны. Мы обошли развалины монастырей, познакомились с их историей, узнали, что существовал пятый монастырь – Спасский. Это самый древний монастырь Коломны. На его месте ныне находится автомобильный рынок. От этого монастыря не осталось даже руин.

Наша экскурсия закончилась у Маринкиной башни. Сидя рядом с учителем на вершине крепостного вала, мы слушали о её истории. В это время один из непоседливых слушателей забрался в подвал башни и вылез оттуда с небольшой запачканной дощечкой в руках.
– Дай-ка посмотреть, что ты там нашёл, – попросил учитель добытчика. 
Все подошли поближе. 
– Да это же икона! – с удивлением воскликнул Иван Дмитриевич. – Николай Чудотворец! 
И впрямь на дощечке едва просматривалось чьё-то седобородое лицо, сохранились кусочки позолоты.
– Кто это, расскажите! – попросили мы.
– Хорошо. – Мы снова уселись вокруг учителя. – Николай Чудотворец – это великий святой, издавна очень почитаемый в нашей стране. Считается, что он покровитель моряков, которые в трудную минуту всегда ему молились. Расскажу вам одну историю. В 1916 году в Севастопольской бухте по неизвестной до сих пор причине взорвался и утонул лучший корабль России линкор «Императрица Мария». Накануне команда грузила уголь, и по распоряжению командира сигнал «подъём» должен был прозвучать на час позже, чем обычно. Люди отдыхали, но служба в корабельной церкви началась, как обычно. Во время взрыва многие погибли, спаслись лишь те, кто находился на службе в церкви – все офицеры и несколько матросов. На месте гибели корабля всплыла икона Николая Чудо-творца, вот с таким же изображением. Она потом почиталась у моряков за святыню. Где она сейчас, неизвестно.
Наступило молчание. Переживали, представляли услышанное. 
– Николай Дмитриевич! Возьмите её, вы ведь моряк, – сказал мальчишка, нашедший икону. Мы его дружно поддержали.

Во вторник вместо Ивана Дмитриевича вошла завуч и сообщила, что Иван Дмитриевич больше в школе не работает, на следующей неделе придёт новый учитель истории, а сейчас будет контрольная по математике. И строго закончила: «Совсем разболтались!»
Говорили, что Иван Дмитриевич некоторое время работал в школе рабочей молодёжи, а затем уехал из города. Мальчишки решили – наверное, вернулся на флот.

Вот такой интересный человек встретился на жизненном пути 30 ребят в пятидесятых годах прошлого столетия. И что удивительно! Прав оказался Иван Дмитриевич: среди нас, учеников его класса, нет ни одного атеиста, а интерес к истории сохранился на всю жизнь.

Михаил Владимирович 
СТРАХОВ