Исцеление расслабленного у купальни, именуемой Домом милосердия, близ Овечьих ворот Иерусалима, предвещает, по словам святых отцов, исцеление человечества Таинством Крещения. Потому мы и вспоминаем об этом событии в четвёртую Неделю после Пасхи.
18 мая – Неделя о расслабленном
Лежал беспомощный человек 38 лет у всех на виду в одном из самых людных мест Иерусалима, и никто не мог ему помочь. Мимо проходили толпы людей, многие из них вели через эти ворота овец на заклание в жертву Богу, чтобы «быть как все», чтобы внешне казаться праведными, исполняющими Закон. Но никто из них не вспомнил слова, сказанные Господом: «Милости хочу, а не жертвы», потому что у них ум, душа, тело были тоже расслабленные, мёртвые.
Они ещё ходили куда-то, суетились, но все были тяжко больными и потому никому не могли помочь, даже просто посочувствовать не могли. Сочувствие, сострадание есть восприятие на себя части болезней или бедствий другого человека, а для этого надо самому иметь душу здоровую, имеющую силы взять на себя горе ближнего своего и помазать его раны елеем доброты и любви. Тогда только один Человек на Земле мог исцелить их всех.
В те времена два года уже исцелял больных, проповедовал Христос по всем городам и весям Палестины, но Его смутно слышали и понимали даже ближайшие ученики. Они были лучшие из всех, живших тогда на Земле, но тоже ещё расслабленные и больные душой. Господь сеял Новый Завет, который дал свои всходы только после его страданий на Кресте, Смерти и Воскресения, после основания апостолами Христовой Церкви.
В православном богослужении расслабленного называют непогребённым мертвецом (стихира на «Господи, воззвах»). Прежде чем исцелить его, Господь спросил: «Хочешь ли быть здоров?». Кажется, и спрашивать не о чем. 38 лет пролежать недвижимо — это тяжело, — конечно, он хотел быть здоров, и все мы хотели быть здоровыми на его месте… Да полно, так ли?
Все мы (за редким исключением) уже давно лежим на его месте. И у каждого из нас Господь спрашивает: «Хочешь ли быть здоров?». Но мы Его призыва не слышим, спокойно пребываем в состоянии расслабления души и тела. Все признаки нашей болезни налицо: неспособность сделать даже маленькое движение к добру — нам трудно молиться, в храм прийти, исповедаться, причаститься — «некогда».
Почти всем жутко трудно навестить больного, даже просто позвонить ему, или хотя бы мельком мысленно посочувствовать. И это принял бы Господь как движение твоей души к свету, как твоё желание здоровым быть. А насильно он тебя исцелить не может, потому что создал человека свободным.
Очевидно большинство из нас считают себя совершенно здоровыми, как фарисеи. Но разве здоровые, нерасслабленные могли, подобно нам, сравнительно недавно землю, завещанную нашими отцами, отдать на разграбление нескольким «ястребам»? Да, конечно, всё это готовилось и заграницей, ну а мы-то хоть до купальни у Овечьих ворот доползти попытались?
Никто не слышал вопрос Христа: «Хочешь ли быть здоров?». Все слушали бессвязный бред Горбачёва, Ельцина, Гайдара. И тем самым были заодно с ними.
Дух народа движет историей, а не политика. И последними событиями жизни нашей страны нашу духовную расслабленность Господь перед нами обнажает. Быть может мы, непогребённые мертвецы, возжелаем наконец здоровыми быть? В конце концов весь этот мир погибнет, а души наши вечные и бесконечные ещё может Господь спасти, если мы того пожелаем.
Из Евангелия (Ин. 5, 1—16) мы узнаём, что Христос исцелил того тяжко больного человека в субботу. Господь сказал ему: «Встань, возьми постель твою и ходи». Тогда случилось чудо, — неизлечимо больной встал, взял свою постель и пошёл, — совершенно здоровый, как юноша. И вот что крайне удивительно: 38 лет лежал он никому не нужный, но как только встал, сразу подбежали к нему рассерженные книжники и фарисеи. За что они кричали на исцелённого расслабленного, почему не порадовались его выздоровлению?
Да что вы? Какая радость? Он же в субботу встал и взял постель свою! По их понятиям, ничего общего с Законом Божиим не имевшим, в субботу на клониться и взять постель свою было тяжким преступлением, требовавшим немедленного наказания. А сорадоваться его выздоровлению они просто не могли, что свидетельствует о тяжкой болезни душ этих людей, считавших себя учителями народа.
Испытать радость, а не зависть при виде милости Божией над другим человеком — это участь здоровых, благородных душ. Вот по этому признаку и будем смотреть (за собой, а не за другими) фарисеи мы или нет: порадовался за другого человека, значит ты уже взял постель свою и пошёл. Позавидовал, отвернулся — значит ты тяжко болен. В наше время это вопрос серьёзный.
Но вот евангельский расслабленный не по заслугам своим, а по милости Божией, просто за то, что долго терпел, смиренно ждал, был помилован Господом. У него ведь не только тело, но и душа перестала болеть, стала светлой и радостной, как у младенца. И что же, отблагодарил он за это Господа?
Фарисеи спросили у него: «Кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи?» (Ин. 5, 12). Но Христос уже скрылся в толпе. Потом Он встретил исцелённого в храме и сказал ему: «Вот ты выздоровел, не греши же больше». То есть Господь прямо указал человеку на причину его многолетних страданий — это неисповеданные грехи расслабляют душу, а затем и тело человека, превращают его в непогребённого мертвеца. И предупредил: «Не греши же больше, чтобы не случилось с тобой чего хуже».
Чего же ещё хуже могло случиться? А случилось. Человек тот пошёл и объявил фарисеям, что исцелил его Иисус, то есть предал своего милостивого Господа. И фарисеи стали искать Христа, чтобы убить. За что же? — за то, что исцелял в субботу.
Да не будет этого с нами. Исцелённые Господом Таинствами Крещения, Исповеди, Причастия не предадим Его грехами своими.
Надежда Александровна ИЛЬИЧЁВА