Александр Смирнов - Икона в бронзе и камне

«Скульптура – это икона для улицы, которая может стоять под открытым небом». Эти слова принадлежат скульптору Александру Алексеевичу Смирнову – одному из самых выдающихся православных скульпторов современности, члену Союза художников России, живущему и работающему в Москве.

Мастер родился в 1949 году в небольшом городе Клинцы Брянской области. Окончив школу и отслужив в армии, Александр Смирнов поступил на юридический факультет МГУ, который окончил в 1975 году. Однако ещё учась на юрфаке, Смирнов создаёт рельефы на религиозные темы – «Христос», «Богородица». Наконец, в 1980 году он поступает в мастерскую замечательного скульптора Олега Давидовича Яновского. Тонкий психологизм Яновского наложил отпечаток на всё скульптурное творчество Александра Смирнова, начиная от его первых крупных работ, запечатлевших выдающихся деятелей русской культуры. В 1985 году Смирнов создаёт скульп-туру «Н.В. Гоголь». Писатель изображён в длинном, свисающем до пола халате. Он стоит, слегка сутулясь, у конторки с пером. Сомкнутые руки, опущенные глаза говорят о предельной интеллектуальной сосредоточенности, глубоких раздумьях о духовной, нравственой стороне бытия. Портрет создан с поразительной психологической убедительностью.

В несколько ином ключе решён образ Пушкина (1986). Поэт изображён во вдохновенном порыве. Он стремительно шагает по Невскому проспекту в цилиндре, в развевающемся пальто и поднятой тростью в руке. Пушкин запечатлён в тот момент, когда в его душе рождаются вдохновенные поэтические строки.

В созданном в 1985 году портрете Андрея Рублёва святой иконописец запечатлён рядом со своими творениями – стоящими в ряд иконными досками. Его лицо выражает молитвенное созерцание. В позе заметна некоторая усталость. Но это не расслабленность, а собирание сил для будущих великих свершений. Четыре года спустя после создания бронзовой станковой скульптуры в Нижнем Новгороде был поставлен памятник Андрею Рублёву, великому древнерусскому художнику, изваянный Смирновым из камня – известняка.

Состояния духовного взлёта или падения становятся главной темой творчества Александра Смирнова. Это неизбежно приводит его к христианской тематике. В своём скульптурном творчестве Смирнов исходит из условного языка иконописи. В бронзовой скульп-турной группе «Ной» (1990) большая фигура главного героя, воздевающего руки к Богу, возвышается над маленьким ковчегом и помещёнными в него крошечными фигурками людей и животных. Ной велик в своей праведности и в своём молитвенном предстоянии перед Богом.

Тема плавания по морю, которая превращается в метафору плавания по морю житейскому, находит своё развитие в бронзовой скульптурной группе «Никола и корабельщики» (1994). Стоящий на корме маленького кораблика святитель Николай Чудотворец своими воздетыми к Богу руками как бы хочет обнять терпящих бедствие моряков.

Идеей соборности проникнута бронзовая скульптура «На молебне» (2002). В ней запечатлён главный момент службы – чтение Евангелия. Священник возлагает огромную книгу на головы прихожан – взрослых и детей, образующих компактную группу и объединённых в едином молитвенном порыве.

Бронзовая скульптура «О всех и за вся» (1989) изображает босоногого старца, который молится за всех верующих и неверующих, праведников и грешников.

В своих скульптурах мастер не обходит и тему грехопадения. Скульптуры «Грешник» (1992), «Падающий» (1990) – это сама метафора греха. А работа «Согрешившая душа» (1990) изображает опечаленного ангела-хранителя.

Но особенно замечательна в творчестве Александра Смирнова галерея образов святости. Её открывает бронзовая скульптура «Не рыдай Мене, Мати» (1994). Поясное изображение умершего на кресте Христа с широким торсом и сложенными на груди крестообразно руками. Но Христос не лежит, а стоит. Он лишь слегка склонил голову с прикрытыми глазами. И кажется, что это не смерть, а лишь кратковременный сон, за которым неизбежно последует пробуж-дение и Воскресение. Скульптура «Покров» (2002) изображает Матерь Божию с воздетыми руками. В Её глазах мысль и молитва. Она идёт по облаку, поддерживаемому херувимами. Складки Её плаща, ложащиеся диагонально, передают ощущение динамизма и мощи Её заступничества.

К образу святого патриарха Тихона скульптор обращался неоднократно. Сначала в формате скульптуры малых форм из бронзы. А затем в виде каменного памятника, который ныне стоит в Москве в парке искусств «Музеон» у здания Третьяковской галереи на Крымском валу.

Огромный творческий заряд мастер получил от посещения острова Валаам. Под воздействием увиденного и прочувствованного Смирнов создал два релье-фа (оба 2005), которые органично вписались в духовную и природную среду святого острова. Один из них помещён в средостение большого поминального креста. Это образ Иисуса Христа в терновом венце. Другой рельеф изображает преподобного Александра Свирского. Он помещён у входа в пещеру, где подвизался этот великий святой.

Духовная радость, соединённая с великой скорбью, отличают скульптурную группу «Посвящение Новомученикам Российским» (2009). Священники и архиереи в полном облачении стоят, сомкнувшись, держа в руках Евангелия и потиры, а над их головами возвышаются кресты.

К числу излюбленных тем художника принадлежит мотив путешествия. Одна из скульптурных групп так и называется «Молитва о путешествующих» (2007). Маленькая бронзовая фигурка монаха, вырезанные из дерева стволы и пышная древесная крона и камень, обозначающий почву, по которой пролегает путь. В нижней части камня – рельеф с изображением качающейся на волнах лодки с людьми и летящими чайками. Смирнова можно считать зачинателем жанра пейзажа в скульптуре. Он сам много путешествует, посещая святые места, монастыри… Его многочисленные композиции с изображениями путников, деревьев и церквей превращаются в метафору жизненного пути человека. Один из таких пейзажей называется «Бегство в Египет» и изображает Матерь Божию и Младенца Христа, сидящих на ослике, старца Иосифа с клюкой и два дерева с переплетёнными кронами.

И наконец, ещё одна работа Александра Смирнова, также связанная с темой путешествия – в пространстве и во времени. Это наиболее значительная его скульптура в монументальном жанре – памятник, посвящённый 300-летию его родного города Клинцы (2007). По инициативе старообрядческой общины города был организован конкурс на создание такого памятника. Лучшим был признан проект Александра Смирнова. Монумент поставлен на том самом месте, куда триста лет назад прибыли братья Афанасий и Василий Клинцовы (по фамилии которых был назван город). Памятник увенчивается православным восьмиконечным деревянным крестом и фигурами мужчины, крестящимся двоеперстием, и женщины, обнимающей мальчика. А сам монумент имеет форму колокола, на котором рельефно изображены события истории и культуры города.

Церковь, её архитектура и иконопись, была и остаётся творческим идеалом Александра Смирнова. Ему удалось то, что оказалось не по плечу многим отечественным скульпторам, а именно создать скульптурный, пластический эквивалент иконы.

Владимир Дмитриевич 
СОКОЛОВСКИЙ