В тот день, когда в Киеве два кандидата в президенты устроили на стадионе «шапито» и на сцене вставали на колени перед «героями АТО», в Донбассе погибла молодая санинструктор, прикрывая раненых воинов ДНР.
Лилия Васильевна Эгамбердиева (Максименко) погибла вечером 19 апреля в бою у посёлка Октябрь на южном участке фронта, под Мариуполем. Ей было двадцать три года.
На фоне обсуждения «пасхального перемирия» две диверсионно-разведывательных группы ВСУ, по десять-двенадцать человек каждая, из состава 79-й десантно-штурмовой бригады ВСУ попытались скрытно проникнуть на территорию ДНР. Трое укровских военных погибли, двое были ранены, подорвавшись на собственных минах. Позже они попытались эвакуировать сослуживцев и потеряли убитыми ещё четырёх человек и пять – ранеными.
Со стороны Народной милиции ДНР погибли трое бойцов. Жизни санинструктора и бойцов – командира роты лейтенанта Сергея Пшеничного и младшего сержанта Виктора Жильцова – оборвались после нанесения по позициям массированного огневого удара боевиками из 79-й десантно-штурмовой бригады ВСУ.
Санинструктор, младший сержант Эгамбердиева – «террористка и наёмница», как о ней пишут укры (не путать с украинцами!) – оказывала двум раненым медицинскую помощь. Когда же противник попытался приблизиться к позициям, она не испугалась, не подняла руки, а отползла в сторону и открыла огонь из автомата, не дав обойти позицию с фланга. По сути, Лиля приняла огонь на себя.
Лилия Максименко родилась 1 марта 1996 года. Харьковчанка.
Что заставило в 2015 году молодую женщину уехать из фактически столичного города в Донбасс и сменить прогулки с подругами, учёбу и свидания на автомат и риск, может помочь понять последняя запись на стене её страницы в социальной сети «ВКонтакте»: «Мы живём в мире, где похороны важнее покойника, где свадьба важнее любви, где внешность важнее ума. Мы живём в культуре упаковки, презирающей содержимое».
Ей были созвучны пять «законов жизни». Первый. Не нужно навязываться людям, и ты поймёшь, нуждаются ли они в тебе. Второй. Не нужно верить словам – в наше время они ничего не стоят. Третий. Цени тех, кто тобой дорожит, и не держи тех, кому ты не нужен. Четвёртый. Не верь отговоркам – если у человека есть желание, он сделает это при любых обстоятельствах. Пятый. Не суди людей по себе; они не способны ради тебя сделать то, на что ты готов был ради них.
Как и тысячи её сверстников, Лилия после государственного переворота в Киеве (Евромайдан) и одесской Хатыни (где в здании Дома профсоюзов боевики жгли и убивали мирных людей, мужчин и женщин) не смогла остаться в стороне, когда война, когда Родину терзают нацисты и мародёры. Цена победы Евромайдана – это гражданская война, десятки тысяч погибших и искалеченных, разрушение страны, разгул насилия, деградация и одичание.
Лиля всегда выезжала с ротой на передовую. Под рукой вместе с санитарной сумкой непременно держала автомат АКСУ. Знала, что без него никак! Так и получилось…
Не танцуйте сегодня, не пойте.
В предвечерний задумчивый час
Молчаливо у окон постойте,
Вспомяните погибших за нас.
…Она хотела жить долго и счастливо, быть красивой и любимой. Но встала на защиту своей Родины и приняла неравный бой. «Родной тот, чья боль тебе больнее собственной», – запостила она у себя на стене слова Марины Цветаевой.
Один из комментаторов написал в сети: «А упыри недавно в Харькове… на карачках ползали, поминая упыриху – пулемётчицу “Ведьму” (Яну Червоную из отдельного штурмового батальона “Донбасс-Украина”), и весь Харьков стыдливо молчал… Вот она (Лилия) – героиня Харькова, перед ней не надо ползать, ей просто надо поклониться в память о её подвиге. Харьковчане, она билась за вас! Я знаю, придёт время, и о её подвиге будут рассказывать в школах Харькова на уроках мужества, эта девчонка – гордость земли Слобожанской!»
Фёдор БАРМИН