Александр Голышев - «Сказки странствий» как орудие смердяковщины

Архив: 

 

Историк, доктор культурологии, профессор Александр Иванович ГОЛЫШЕВ рассуждает о состоянии туристической отрасли, которое, по мнению профессора, оставляет желать много лучшего – что в России в целом, что на Псковщине в частности.

– Александр Иванович, обращаюсь к вам как человек сторонний, но искренне желающий узнать Псковщину ближе и по-настоящему. Вы знаете историю Псковской земли, она вам близка и любима. Банально, но скажу: исторический, культурный потенциал у Псковщины не просто большой – он огромен. Велики христианские ценности, которые хранит этот край. Хранит ли? Возьмём великий Псково-Печерский монастырь. Я, предположим, турист, в лучшем случае – паломник. Так вот, могу ли я рассчитывать, что те сведения, которые получу от экскурсовода, едущего в одном со мной автобусе, будут достоверны? Что мне, простите, не «втюхают» подделку под видом «знакомства с культурным наследием Псковщины»?

– Для начала – наш туристический продукт совершенно не защищён. У нас и в Псковском кремле, и в Изборске работает очень много экскурсоводов, которые не имеют никакой аккредитации, просто для них это бизнес, и ничего больше. Чем многочисленнее «поголовье» туристов они приведут, чем больше сказок расскажут, тем интереснее будет их заработок. Смотрите: основной поток туристов и паломников направляется из Москвы и Питера. Едут они в автобусах частных фирм. Пока вы из Санкт-Петербурга до Пскова едете, вам должны что-то рассказывать. Это «что-то» зачастую противоречит здравому смыслу – историка, религиоведа, культуролога, да обычного человека, умеющего читать. Вам наплетут такое, что ой-ой! В сам монастырь сторонних экскурсоводов не пускают, по-моему. Скорее всего, они дают экскурсию до Печор, как и до Изборска, в автобусе, потом обзор. На обзор, может, кого-то из батюшек пригласят. Конечно, не пустят их в пещеры с их «туристической», извините, программой. И правильно сделают. Поэтому всё, что люди смогут услышать в таких условиях о Печерском монастыре, делится на две большие неравнозначные части: большая – что вам наплетут в дороге, и меньшая – кто даёт экскурсию в самой обители. Довольно часто я хожу гулять в Псковский кремль. И бываю свидетелем такой вот «бизнес-экскурсии»: если услышу хотя бы её часть, больной дальше хожу, а то и слечь могу. Одно дело – это настоящие сотрудники музея, прекрасно разбирающиеся в историческом материале. Тут я знаю, что все получат хорошую, качественную информацию. И эта информация будет выгодно отличаться от того, что напихали в головы бедным туристам или паломникам во время поездки т. н. сопровождающие экскурсоводы. Только у них, у этих сопровождающих, огромный козырь – время: они гораздо больше общаются с группой, чем настоящие специалисты. Повторяю: турпродукт Псковской области защищён архискверно. В Новгородском кремле очень строго – там экскурсию может давать только человек, имеющий определённый допуск, аккредитацию. У нас такого нет.

– То есть, не дай Бог, если попался такой сопровождающий экскурсовод, говоря о которых вы употребили слово: «торговцы». Но ведь с тем же успехом они могут торговать семечками.

– Они так и делают. Сначала они ведут экскурсию, потом сувенирами торгуют, пряниками и т. д. У них своя сверхзадача. В неё, видите ли, не входит повышение культурного, интеллектуального уровня участников группы. А понижение их уровня материального – да. В случае с торговцами, рассказывающими сказки, мы имеем чистой воды бизнес, а то и обираловку. Это примитивизм, граничащий подчас с профанацией, непроверенными фактами. Ведь никто их не проверяет. Они 10 лет ездят, 10 лет рассказывают одно и то же. Труд экскурсовода в России не лицензируется.

– Разве не только в Псковской области?

– Нет, по всей стране.

– Почему тогда такой хороший пример из Новгородского кремля?

– Там немного не так. Там не лицензируется экскурсия. Просто вашу группу не пустят без своего профессионала-экскурсовода. Огромная территория, которую вы не проскочите никак. Здесь же, во Пскове, я долго с этим боролся в своё время. У нас действующий Троицкий собор, куда люди идут молиться. Прекрасно. Но вот подъезжает группа радостных экскурсантов: «Мы просто идём помолиться. Нам никаких экскурсий не нужно». Они прошли дальше, и там экскурсовод-сказочник продолжает вести свою экскурсию.

Тогда и получается примитивизация.

– Конечно. У нас был пример, когда водитель имел свой автобус и был шофёром и гидом одновременно.

– Правильно ли я понимаю вашу точку зрения, что в этой группе сказочников и торговцев нет стимула повышать образование – ни собственное, ни своих, извините, жертв?

– Ни малейшего. У них дело – получить деньги за поездку, и всё.

– Но как тогда можно сопротивляться таким вредным подделкам под историю и веру?

– Сложно сказать. Сможет ли Псково-Печерский монастырь силами монахов давать экскурсии? Или же, что вполне реально, поскольку это территория монастыря, экстерриториальность имеется, предоставлять работать экскурсоводам-профессионалам? Человек, которому дано право вести экскурсию в Печерском монастыре, должен имеет аккредитацию монастыря, это же логично. А то такого порасскажет – Печоры сами себя не узнают.

– В общем, человек должен пройти экзамен?

– Экзамен или проверку, потом получить лицензию или аккредитацию. Сначала людям надо прочесть какие-то лекции, чтобы они поняли, о чём речь идёт.

– Таким образом, вы выступаете за качественную подготовку экскурсоводов любого уровня.

– Конечно. Проблема в том, что по-настоящему гуманитарное образование в России очень упало. Оно заменяется массовой культурой, всякими типами электронной коммуникации.

– То есть вместо старой доброй экскурсии, уважительным и почтительным знакомством с Псково-Печерским монастырём…

– …можно получить всё что угодно. Мне даже идея электронных гидов стала очень близка. Я понимаю, что лучший материал ты получишь из уст экскурсовода проверенного, опытного, яркого, который как артист, художник раскрывает повествование перед тобой. Или этот экскурсовод должен иметь лицензию, или туристы должны покупать аудиогид с наушниками. И получать уже устоявшуюся экскурсию с разными материалами, сверхзадачей, подтекстами.

– Особенно если читает человек с прекрасной дикцией, актёр.

– Конечно. В каждой экскурсии можно показать сверхзадачи. Для чего приехали? Кто скажет, что этот монастырь практически единственный в России, который никогда не закрывался? Никто.

– Неужели не знают?

– Кто-то знает, кто-то – нет. Последних в разы больше, поверьте. То, что Изборск – это самое западное продвижение славян, кто это знает? Татищев, кстати, считал, что Изборск – одна из древних столиц славян.

– Мы затронули тему огромного потенциала, которым обладает Псковщина, в том числе Псково-Печерский монастырь. Можно сравнить этот потенциал с гигантским кладом, сокровищницей. Вот только мы эти сокровища в упор не видим и ими не пользуемся. Меняем бриллианты на стеклянные бусы.

– Такое тоже сказать можно. У студентов спрашиваешь, вчерашних школьников: кто из вас был в Псковском кремле? Никто не был. Кто был в Троицком соборе? Никто.

– Местные?

– Да. Кто такие святые Константин и Елена, тоже не скажут. Просвещение историческое, обуславливающее гуманитарное развитие, сегодня на крайне низком уровне. Русских писателей Белова, Распутина, Шукшина тоже могут вам не назвать. Астафьева не вспомнят. И это не пример из какой-то школы для дефективных: это общая система, где чувство гражданской ответственности притуплено. Что такое патриотизм, мало знают. На вопрос о смысле Православия, что такое Византия, тоже не ответят.

– То есть вера в лучшем случае сводится только к обрядам? Той самой бижутерии.

– Если кто-то знает «Отче наш», так дай Бог. А о Символе веры вряд ли представление имеют. Это вопрос исторической культуры, которая должна начинаться с семьи и продолжаться в школе. Как человеку рассказывать о православном Пскове, если они понятия не имеют, что такое Византия? Не знают, кто такой инок Филофей. Они даже не понимают, откуда взялся Филофей, создавший теорию «Москва – Третий Рим». В стране должна быть система исторического просвещения. Качественная, мощная, с экскурсоводами-профессионалами – представителями этой системы. Когда люди понимают важность неповерхностного знакомства с родной историей.

– Знания пробуждают интерес.

– А если не пробуждают интерес, что он будет смотреть? Тогда его будут интересовать конфуцианские учения или ещё что-то необычное вроде буддизма. Вот ходят люди полуобнажённые, как же – интересно! И при чём тут какое-то Православие, какой-то Псково-Печерский монастырь…

– Ну да, и при этом считается, будто бы ты действительно что-то знаешь о себе и о своей собственной стране.

– И полагая, что этого достаточно.

– А не знаешь ты ничего. Но уже заранее относишься с пренебрежением к своей земле, к своему народу. Старая история получается. «Я всю Россию ненавижу-с», как говорил гражданин Смердяков.

– Так вот, чтобы противостоять этой самой смердяковщине, нужны, на мой взгляд: хорошее образование; уважение к вере и истории собственного народа и страны; люди, умеющие увлечь своим умом, эрудицией, знаниями, благочестием. Ведь издавна воцерковление начиналось в семьях естественно: дети видели, что родители, говоря о Христе, не шутят, относятся к Богу серьезно. Так и всё остальное шло от простого к сложному. А когда они начинают о чём-то задумываться по окончании школы, дай Бог. Дети у нас думать не разучились.

– Мы обозначили самые главные трудности в деле «экскурсионного просвещения»…

– Только некоторые из них. Сейчас нам кровь из носу нужен контроль за туристическим продуктом, который даётся сначала в самолётах-поездах-автобусах. Такой контроль, чтоб и духу не было выдумок, подделок, сказок всяких. Чтобы люди, приехав к месту назначения, не чувствовали себя глупыми иностранцами на своей собственной земле, а с радостью узнавали Россию.

Беседовал Пётр Михайлович 
ДАВЫДОВ
г. Псков