Виктор Грибков-Майский - Первые туристические путеводители

Архив: 

Считается, что история современного туризма началась в Англии, где в 1841 году баптистский проповедник Томас Кук организовал первую экскурсию на платной основе и придумал новое направление в своей деятельности – тематический туризм.

А первый русский путеводитель написан нашим соотечественником, Иваном Фомичом Глушковым, уроженцем Твери, впоследствии тверским вице-губернатором. Он автор удивительной книги, которая называлась «Ручной дорожник для употребления на пути между императорскими всероссийскими столицами, дающий о городах, по оному лежащих, известия историческия, географическия и политическия с описанием обывательских обрядов, одежд, наречий и видов лучших мест», изданной в Санкт-Петербурге в 1801 году.

В Дорожнике Глушкова написано: «Путешественник, оставляя красоты Российской Северной столицы, с умилением взглядывается в последний раз на златые шпицы ея… От Московской заставы удаляется по пути к Царскому Селу и внимательно рассматривает покойную мостовую, великолепные из дикого камня и разноцветных мраморов верстовые столбы, воображает весь блеск сей двадцатидвухверстовой дороги, когда она 1 100 фонарями в осенние ночи освещена бывает…».

В нашем первом отечественном путеводителе описаны все 25 почтовых станций на всём протяжении Государевой дороги. У читателя ни на миг не вызывает сомнение тот факт, что сам автор Дорожника проехал, и, может быть, не один раз, по всей Государевой дороге.

«Ижора… Отсюда дорога имеет направление совершенно по прямой линии. Она так ведена в 1712 году от Адмиралтейского шпица на Москву».

Интересны и сами названия, со временем некоторые из них заметно изменились. Так, Новгород у Глушкова – Новугород: «…всякий шаг напоминает патриотическую храбрость его жителей, оказанную отражением неприятельских нападений, кто из потомков великих Славян с восхищением не вознесётся зреть славу и величие предков своих, в веках протекших».

Автор Дорожника указывает в своих описаниях все путевые дворцы, называя их Имперскими. Чудово, Спасская Полисть, Зайцево, Крестцы, Яжелбицы, Валдай, Едрово, Хотилово, Вышний Волочёк, Выдропуск, Торжок, Медное, Тверь, Завидово, Клин, Пешки. Причём в Спасской Полистье, Хотилове и Завидове они были деревянными.

Описывая Валдай, Глушкову приходят на память для сравнения швейцарские ландшафты, а Валдайские горы он сравнивает с Пиренейскими.

О валдайских баранках и их продавщицах знают многие, но менее известно, что «Валдай, небольшое прежде село, увеличено в царствование Алексея Михайловича поселением пленных поляков».
Что касается Иверского монастыря, то в Дорожнике есть история его создания Патриархом Никоном в честь иконы Божией Матери Иверской, привезённой из монастыря того же имени с Афонской Горы.

Рассказ о Вышнем Волочке включает подробное описание первой в России искусственной водной системы, по которой в год «проходило до 900 судов, не считая лодок». 

Автор описывает не только достопримечательности, но и жителей тех городов, по которым проходила Государева дорога. Вот что он пишет о вышневолоцких красавицах: «Женщины здешние без исключения во всех частях плотны». 

А вот и Торжок. «Лучшее, – пишет Глушков, – находится на правой стороне Тверцы, расположенное амфитеатром по косогору уступами к реке склоняющемуся». Есть здесь и описание местных жителей: «Мужчины гостеприимны, обходительны, говорят чисто… женщины же ещё более сохраняют седую древность…».

Иван Фомич Глушков приводит сведения о Твери того времени: «Кроме всех изрядных строений, прямых и широких улиц, которыми Тверь славится, находятся в ней: 2 монастыря, 29 каменных церквей, Архиерейский загородный дом, публичный Воксал…». Тот самый «воксал», который дал Твери ул. Вокзальную, не имеющую с вокзалами ничего общего. Как бы предваряя наш удивлённый вопрос, Глушков сам на него даёт исчерпывающий ответ: «Вы хотите знать, что есть Воксал? Это публичный сад, лежащий на крутом берегу Волги… Многолюдство в нём бывает великое». Даже и сегодня в Твери сохранились фрагменты этого Воксального сада. К сожалению, всё здесь находится в полном запустении… Но даже в таком состоянии огромное впечатление производят вековые дубы.

Рассказ о путешествии того времени был бы неполным без самых разнообразных ямщицких историй. Вот лишь одна из них: «Любитель музыки, который слыхал лучших итальянских певцов и виртуозов, поверит ли, что иногда русские ямщики одно колено (куплет. – В.Г.) песни поют 30 вёрст, от одной станции до другой».

Позади Клин, где местные крестьяне славились изготовлением «лучшей из лыка обуви» под названием «клинские лапти»; ям в Пешках с Императорским дворцом; и последняя остановка под звучным названием Чёрная Грязь. Путь длиною в 728 вёрст, как гласит Таблица о платеже прогонов того времени, позади. Вот мы и в Москве.
«Путешественник непосредственно через Тверскую заставу въезжает в Москву, и океан её многолюдства прибавляет собою» Этими словами и заканчивает своё повествование Иван Фомич Глушков.

Виктор Михайлович 
ГРИБКОВ-МАЙСКИЙ