Протоиерей Андрей Новиков - Анафема Мазепе

Архив: 

Кому и зачем необходимо сегодня церковно реабилитировать отлученного от Святой Церкви 300 лет назад клятвопреступника Ивана Мазепу? Ответ на этот вопрос лежит на поверхности: это нужно шовинистическим и раскольническим силам на Украине.

 Если Священный Синод или Собор Украинской Православной Церкви Московского Патриархата пойдёт на то, чтобы снять анафему с Мазепы, то, следовательно, Русская Православная Церковь — погрешима, наложенная ею анафема — весьма относительная. Коль скоро сама эта Церковь признаёт недействительность одной своей анафемы клятвопреступнику, то столь же недействительна и другая анафема, провозглашенная той же Церковью иному клятвопреступнику — Михаилу Антоновичу Денисенко (лжепатриарху Филарету). Снятие анафемы с Мазепы будет истолковано, причём с максимальным использованием украинской государственной пропагандистской машины, как признание священноначалием нашей Церкви того, что Русская Православная Церковь — это политический инструмент в руках московских поработителей украинского народа.

Подтверждение тому — статья Оксаны Хомчук «Мазепа и Филарет», опубликованная в журнале «Українці Америки за Київський Патріархат» и сразу переизданная в Киеве отдельной брошюркой. Сравнив жизненный путь гетмана Мазепы и митрополита Филарета, она пишет, что «повторення долі, подвигу, кари та обставин є просто разючими» («повторение судьбы, подвига, наказания и обстоятельств просто поразительны» — пер.ред.).

Интересно, что сторонники триумфального возвращения Мазепы в лоно Русской Православной Церкви — это люди, стремящиеся к расколу с ней. Как-то не последовательно, согласитесь. Их главный аргумент в защиту мятежного гетмана: анафема на Мазепу была наложена по политическим мотивам, а следовательно, незаконна, поскольку Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917—1918 гг. признал незаконность церковных прещений за политические преступления.

Это говорит о полном непонимании сути проблемы. Анафема была наложена на Мазепу потому, что он нарушил клятву Помазаннику Божию на Св. Кресте и Евангелии: «Новый изменник, нарицаемый Ивашка Мазепа, бывший Гетман Украинский… сломал веру и верность на крестном целовании обещанную и утвержденную».

Нарушение крестной клятвы (присяги) помазаннику Божию есть уже не политическое, а духовное и церковно-каноническое преступление.
25-е Апостольское правило так говорит о клятвопреступлении клириков: «Епископ, или пресвитер, или диакон,… в клятвопреступлении… обличенный, да будет извержен от священного чина». То, что речь здесь идёт не только о священнической присяге, но и о всякой другой, ясно видно как из самого текста правила, так и из комментариев авторитетных толкователей канонов.

Мирянин-клятвопреступник, добровольно нарушивший присягу, только в случае «достойного покаяния» (82-е правило свт. Василия Великого), подвергается десятилетнему (64-е правило свт. Василия Великого) или 11-летнему (82-е правило свт. Василия Великого) отлучению от Святого Причастия и затем может быть снова соединён с Церковью.

Мазепа, изменив православному Государю и принеся присягу шведскому королю-лютеранину Карлу XII, привёл на украинские земли протестантов-шведов, которые оскверняли православные храмы и святыни. Историк Е.Тарле, автор фундаментальной истории Северной войны, сообщает, что Мазепа даже помогал Карлу выбирать направления ударов по тем или иным украинским населённым пунктам. Он разделяет со шведами ответственность за осквернение и разорение святынь.

В письме патриаршему местоблюстителю митрополиту Рязанскому Стефану от 31 октября 1708 года из лагеря на р. Десне Император Пётр Великий сообщает: «Мазепа… вместо защищения, також как великий строитель оных был святым церквам, ныне проклятой гонитель оным учинился».

Приведём цитату из статьи В. Шестакова «Как шведы украинцам независимость несли»: «Наглядный пример — иконы полтавского Крестовоздвиженского монастыря, на которых шведы вырезали шахматные доски, дабы коротать досуг между убийствами местного населения». Потом иконы эти несли перед русскими войсками в спасённую Полтаву уже после победного сражения Петра I.

Мазепа изменил православному Государю и православному государству, перешёл на сторону еретиков, умер, не раскаявшись в предательстве своей веры, своего народа. И всё это, говорят нам теперь, просто политика, ничего общего с канонической практикой Вселенской Церкви не имеющая. Такое утверждение не соответствует действительности. В течение истории Православная Церковь, не только Русская, но и Греческая, и Западная (разумеется, до её отпадения) предавала анафеме подобных бунтовщиков и изменников.

Так, например, великий святитель Вселенской Церкви Амвросий Медиоланский отлучил от Церкви узурпатора Евгения, выступившего против законного Императора Феодосия Великого и попытавшегося захватить императорский престол в Западной Римской Империи.

«На V Толедском соборе (633 года) поражались анафемою все домогавшиеся царского сана без всяких на то прав по своему происхождению,.. а также злословившие государя (прав. 75, Halduini Acta conciliorum. Paris, 1714. Vol. III, p. 594)».

«О греках известно, что анафема дерзающим на бунт произносилась в ХI — ХIV вв.… Так подпал анафеме в XII столетии, по свидетельству византийского историка Киннама, Андроник Мануил: «Этот изменник, враг отечества делал из Персии частые набеги на Римские пределы, поработил множество людей и военную добычу передавал персам, за что Церковию был предан анафеме».

Общеизвестно, что Русской Православной Церковью предавались анафеме за измену законной власти самозванец Лжедмитрий, Степан Разин, Емельян Пугачёв и другие бунтовщики.

Таким образом, попытка «снять» анафему с Мазепы не состоятельна. Да он и не просил об этом.

Говорят, что анафема Мазепе не канонично наложена единолично патриаршим местоблюстителем митрополитом Рязанским Стефаном, в то время как необходимо соборное решение.

И это ложь. Из именного указа о предании анафеме бывшего гетмана Мазепы, изданного 12 ноября 1708 года, следует: «Преосвященные Митрополиты и Архиепископы и со всем Освященным Собором, того врага Креста Христова, предали анафеме и проклятию вечно, чего он сам себе по делам своим, от всегубителя душ получил».

В тот же день в Глухове, в соборной Троицкий церкви Мазепа был предан анафеме митрополитом Киевским и ещё двумя архиереями — Черниговским Иоанном Максимовичем и Переяславльским Захарией Корниловичем. Они грозили таким же отлучением от Церкви и от причащения Святых Тайн всем тем, которые окажут сочувствие к измене или пристанут к неприятелю.

Среди множества архиереев, предавших Мазепу анафеме, был такой великий святитель Церкви Христовой, как святой Иоанн Максимович, будущий митрополит Тобольский. Неужели вся Русская Православная Церковь все последующие годы соборно заблуждалась? А провозглашавшие анафему Мазепе такие великие святые, как свтт. Филарет и Иннокентий Московские, Филарет (Амфитеатров) Киевский, Игнатий (Брянчанинов), Феофан Затворник, Иннокентий (Борисов) Херсонский и Одесский и другие?

«Защитники» Мазепы говорят, что имя сего было изъято из чина анафематствования в Неделю Православия в 1869 году. Это якобы свидетельствует о том, что само священноначалие Русской Православной Церкви признало неправомочность анафемы Мазепе.

Данный аргумент не выдерживает критики. Из чина постоянно исчезали анафематствования тем или иным лицам, «за давностью времени», как и без того всем известные. В 1869 году вместе с именем Мазепы из чина анафематствования исчезло имя Гришки Отрепьева. Означает ли такое изъятие церковную реабилитацию самозванца и предателя?

Чин Православия был существенно сокращён в 1801 году, в нём перечислялись только ереси, без упоминания имён еретиков. Говорит ли это о том, что Русская Православная Церковь, исключив анафематствования отдельным еретикам, усомнилась в справедливости отлучения Ария, Нестория или Диоскора?

Ныне поклонники Мазепы говорят, что он был благодетелем Церкви, построил многие храмы, монастыри, лаврские корпуса, помогал Киево-Могилянской Академии и пр.

Сам Император Пётр I признавал, что Мазепа был великим строителем храмов, но, перейдя на сторону шведов, стал соучастником разорения их. Об этом говорится в письме Императора митрополиту Рязанскому Стефану: «Мазепа… вместо защищения, також как великий строитель оных был святым церквам, ныне проклятой гонитель оным учинился (понеже недалеко от Новгородка Шведы в одной церкви лошадей поставили)». Также в именном указе о предании анафеме Мазепы пишется, что последний «повнейшему образу был сосуд потребен, а потом явился сосуд диавол», т. е. вначале Мазепа был сосудом добра, а затем стал сосудом дьявола.

Храмы Мазепа строил за счёт государственной казны, принадлежавшей Российской Империи, и огромных имений, пожалованных гетману Императором Петром Великим. Он был лишь посредником, государственным чиновником, посредством которого деньги на строительство храмов и монастырей перечисляло государство и сам Император.

Пожертвования на храмостроительство не признаются индульгенцией, освобождающей отступника от ответственности за совершённые им впоследствии преступления. Мало ли было еретиков, преданных анафеме Вселенскими Соборами, которые, до своего отпадения, делали много полезного для Церкви.

Если считать участие в строительстве храмов критерием православности, то необходимо посмертно признать членом Церкви Адольфа Гитлера. В 1938 году его правительство выделило средства на капитальный ремонт 19 (!) православных храмов в Рейхе, а в 1936—1938 гг. по строило на свои деньги для Русской Православной Церкви новый Берлинский кафедральный собор Воскресения Христова.

Существует «предание», что во время посещения Киева Император Александр II весьма удивился, что местное духовенство одновременно и предаёт Мазепу анафеме, и поминает его заупокой как основателя храмов. Впрочем, по другой версии, «удивился» Император Николай I. Возможно, в данном апокрифе речь идёт о молитве за «создателей святаго храма сего» : зодчих, строителей, иных жертвователей.

В июньской Минее существует одна служба, сегодня основательно забытая, но о которой, похоже, пришло время вспомнить. Это «Служба благодарственная Богу в Троице Святой славимому, о великой Богом дарованной победе над шведским королём Каролом ХІІ и воинством его, содеянной под Полтавою, в лето от воплощения Господня 1709, месяца июня, в 27 день». В этой службе, ставшей частью богослужебного Предания Русской и Вселенской Православной Церквей, об Иване Мазепе говорится следующее: «О крайняго неистовства и злобы! Обретеся ныне последующий зле предыдущему Иуде, обретеся вторый Иуда, раб и льстец: обретеся сын погибельный, диавол нравом, а не человек, треклятый отступник Мазепа, иже оставив Христа Господня, Господа и благодетеля своего, и прилепися к супостату, совещая воздати злая за благая, за благодеяние злодейство, за милость ненависть: Бог же воздаде второму якоже и первому Иуде, по делом их».

И далее: «Не уподобился еси человеку купцу, ищущему добрыя бисеры, неблагодарный и лукавый рабе, но неистовому Иуде, ищущему пагубы, и взыскавшему предати много ценный бисер Христа, и благими всеми, ихже лишися, купи неизглаголанная злая. Сему уподобился еси юроде, сему подражал еси неблагодарне, сему последовал еси лестче Мазепо. Темже и благих лишен, равная злая стяжал еси, и к нему пришел еси на место свое».

Думается, перевод и пояснения излишни. Служба эта, между прочим, подверглась правке самого священномученика митрополита Арсения (Мацеевича), и именно в его редакции сохранилась в Минее до сих пор. До революции служба «О Полтавской победе» торжественно совершалась в Русской Православной Церкви.

Итак, становится совершенно понятно, что никакой силы» аргументы» в пользу снятия анафемы с Мазепы — предателя, клятвопреступника и осквернителя храмов, не имеют. Анафема Мазепе была справедливо провозглашена всеми архипастырями Русской Православной Церкви и стала частью её Предания. Не Русская Православная Церковь ошибается, но горстка шовинистов и раскольников, тщетно пытающихся её дискредитировать.

Протоиерей Андрей НОВИКОВ,
Секретарь Одесской епархии УПЦ МП