Александр Крутов - Слово редактора - Чаю воскресения мертвых

Зимой отошла ко Господу прихожанка нашего храма Рождества Пресвятой Богородицы в деревне Надовражино раба Божия Раиса. Она всегда последней приходила на службу, а вот ушла первой из нашего «актива» – так называет отец Валентин Васечко прихожан, приходящих в церковь со дня её открытия в 2001 году. Царство небесное р. Б. Раисе.

 

Возвращаясь домой после отпевания, мой маленький внук спросил:
– Дедушка, а ты тоже умрёшь?
– Да, Сашенька, умру.
– И бабушка умрёт?
– И бабушка.
– И я умру?
– Все умрём, Сашенька. Только тебе ещё долго, долго жить. А мы уже старенькие. Молиться о нас будешь?
– Буду, конечно.
– Вот и хорошо. Нам очень нужна будет твоя молитва. 
Помолчали… А потом он остановился и так серьёзно, с надеждой и утверждением в голосе сказал:
– Но ведь мы же воскреснем?!
– Обязательно воскреснем. Ведь мы же христиане.
– Как Христос?
– Как Христос.

Этот разговор с внуком я вспоминаю часто. С каждым прожитым годом Пасха становится всё зримее. Приближающаяся вечность придаёт празднику особый смысл.

И как-то совсем по-другому относишься и к крашению яиц, и выпечке куличей, уборке дома, выбору подарков для близких.

И Великий пост ждёшь с нетерпением – время покаяния и плача о своей спящей душе, отягчённой прошлыми грехами. Так хочется войти в праздник Воскресения Христова чуточку лучше, чем был.

Пасха. Праздник праздников. Победа жизни над смертью. Иногда я с содроганием сердца представляю, что было бы, если бы Христос не пришёл и через свои страдания и смерть не подарил бы нам воскресение. Трудно представить нашу жизнь без веры воскресения. «Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15, 12-14), – говорит апостол Павел.

Воскресение – главное основание христианской веры, её главная истина. Уходят из земной жизни и младенцы, и немощные старики, и калеки. Какими мы там будем?

В 1992 году во время нашего паломничества за Благодатным Огнём в Иерусалим я задал этот вопрос епископу Василию (Родзянко). Владыка сказал, что мы просто не можем, не в силах нашего разумения представить нашу жизнь после воскресения, которое обязательно будет. И воскресение вернёт человеку тот подлинный образ, духовно-телесный, который был изначально задуман Господом. Такой вывод можно сделать при прочтении Библии. Тело будет совершенно. Без всяких изъянов. Святые отцы говорят, что это будет не просто какое-то тело, одинаковое для всех, а с узнаваемыми чертами, присущими каждому человеку.

Священномученик Мефодий Патарский в своей работе о воскресении пишет, что мы не только сохраним свой образ, но и способны будем друг друга узнавать.

По всей вероятности, мы сохраним и половые отличия. Вот только, как говорит Христос: «…а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят» (Лк. 20, 35).

Судя по всему, телесность сохранит черты нашей жизни. Она будет представлять собою некий портрет нашей духовной и личной жизни, принятых решений, добрых и злых поступков, нашей нравственности, морали.

Во все времена, даже среди христиан, находилось огромное число людей, не верящих в чудо воскресения. А с развитием науки таких становится ещё больше. В рассуждение я приведу историю с великим учёным Исааком Ньютоном, которого на заседании Королевского общества просили ответить на вопрос про воскресение телесное: «Кто же может собрать рассеявшиеся в прахе тела умерших, чтобы образовать новые тела для безсмертных душ?» Ньютон попросил ученика принести горсть железных опилок, обычную грунтовую пыль и смешал их: «Кто выберет эти железные опилки из этой смеси?» Потом он взял большой магнит и стал водить им над смесью. В ней возникло движение, и послышался шелест. Пылинки железа устремились к магниту. Ньютон серьёзно посмотрел на присутствующих и сказал: «Тот, Кто дал такую силу бездушному металлу, неужели не сможет совершить большего? Когда наступит время воскресения, Бог соберёт наши пылинки и воскресит наши тела».

Но как это будет – великая тайна. В Евангелии Иисус Христос неоднократно говорит о грядущем воскресении: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6, 54).

Когда история человечества подойдёт к своему концу и Господь наш Иисус Христос вновь придёт на землю со славою судить живых и мертвых, тогда воскреснет каждый человек, который когда-либо жил на земле: и христиане, и язычники, и праведники, и грешники «…все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» (Ин. 5, 28-29).

Непросто мысленно себе представить, как это будет, но мы достоверно знаем: что невозможно человеку – Богу возможно.

В Символе веры мы говорим, что «чаем воскресения мертвых», то есть ожидаем с верой, с усилием, не пассивно ждём, а готовимся к этому свершению, стараемся изменить себя в лучшую сторону. Ведь нас ждёт грядущая жизнь будущего века. Вечность. С Богом и в Боге.

И будем знать, что «если после земной смерти мы оживём, и притом лучшею жизнью, – как говорит святитель Иоанн Златоуст, – то это уже не смерть, но успение».

«Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Жало же смерти – грех; а сила греха – закон. Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!» (1 Кор. 15, 51-57).

Христос Воскресе! Воистину Воскресе!

Александр Николаевич КРУТОВ, "Русский Дом", №4, 2019г.