Роман Алексеев - Крестоносцы Гражданской

 

17 апреля 1874 года, 145 лет назад, родился Михаил Константинович ДИТЕРИХС

 

 

Гражданская война продолжает оставаться огромным белым пятном в истории России. В отличие от известных деятелей белого движения – адмирала А.В. Колчака, генералов А.И. Деникина и Н.Н. Юденича, барона П.Н. Врангеля, – в тени остаётся одна из самых ярких фигур антибольшевистского сопротивления – генерал Михаил Константинович Дитерихс.

Этот неординарный человек отличается среди других высших белых офицеров не только своим откровенным почитанием монархии. Он рассматривал Гражданскую войну как битву прежде всего религиозную, и сражался он, в первую очередь, не против большевиков, а за поруганную ими православную веру.


Главный враг – атеизм

Признав адмирала Колчака Верховным правителем России, имея за плечами большой боевой, штабной и административный опыт работы, Дитерихс получил пост командующего Сибирской армией, позже заняв ещё и должность начальника штаба при Верховном. 

Учитывая разность боевого и тылового потенциалов противоборствующих сторон, шансов одержать победу в войне у колчаковцев не было. Силы красных к концу 1919 года насчитывали за 5 миллионов. А в армии Колчака к тому времени было не более 100-150 тысяч штыков и сабель.

Но не военные или политические заслуги и успехи генерала Дитерихса – главная тема этой статьи. Михаил Константинович стоял у истоков формирования в рядах Сибирской армии особых подразделений, своего рода спецназа – дружин Святого Креста и аналогичных мусульманских отрядов. С этих позиций он нам и интересен.

Создавались они для своеобразного Крестового похода по освобождению России от захвативших её безбожников. Общая численность добровольцев- крестоносцев, среди которых были и женщины, достигала 6 000 бойцов.

Верховный правитель и Верховный главнокомандующий Белой русской армии адмирал Колчак высоко оценил как саму идею новых формирований, так и высокий дух дружинников. Во время праздника крестоносцев, который проходил в октябре 1919 года в Омске, он в своей приветственной речи обратил внимание на объединения христиан и мусульман в общей борьбе против одного врага – атеизма большевиков.

Опыт уникальный и требующий более детального изучения, чем позволяют рамки статьи. Особенно это актуально в период возрождения в ВС России военно-политического аппарата, его взаимодействия с военным духовенством. Мы коснёмся лишь некоторых моментов этого явления, опираясь на имеющиеся документальные свидетельства.

Брат поручик, не сквернословь!

В приказе командующего Восточной группой армий от 15 июня 1919 года № 5 генерал М.К. Дитерихс поясняет цель создания дружин:
«Призываю всех объединиться в борьбе против общего врага. 

НАПОМИНАЮ, ЧТО МЫ ВЕДЁМ НЕ ПОЛИТИЧЕСКУЮ БОРЬБУ, А РЕЛИГИОЗНУЮ (выделено в тексте приказа. – Р.А.). Не какие-либо политические платформы или кастовые, классовые начала заставляют нас проливать кровь наших отцов, братьев и сыновей. Мы боремся за поруганную и попранную веру наших дедов и отцов с кучкой пришлых людей, чуждых вере в Бога, не признающих религии и соблазнивших наших братьев высокими словами свободы, а на деле создавших палочное, полицейское рабство…»

Положение о дружинах Святого Креста, вводимое этим же приказом, содержит, на первый взгляд, слишком строгие требования к добровольцам – крестоносцам. Однако они, очевидно, диктовались пониманием, что сражаться и умирать за Святое дело можно, только обладая особыми духовно-нравственными качествами. Их невозможно достичь без мотивированного самоограничения, отказа от некоторых привычек, что значительно ограничивало поток добровольцев, дружины превращались в некоторое подобие древних полузакрытых монашеских военных орденов, популярных в раннем Средневековье на Западе.

С другой стороны, налагать на себя посты, давать особые обеты и клятвы перед военным походом на супостата было принято и русскими богатырями, и дружинниками атамана Ермака Тимофеевича, и запорожцами Тараса Бульбы.

«1. Дружина Святого Креста есть воинская добровольческая часть… борющаяся с большевиками, как богоотступниками, за веру и родину. 
2. Каждый вступающий в дружину, кроме обычной присяги, даёт перед Крестом и Евангелием обет верности Христу и друг другу, и в знак служения делу Христову налагает поверх платья восьмиконечный крест… 
3. Подчиняясь обычной воинской дисциплине, дружинник… следует особым правилам, исключающим пьянство, нечестивость, сквернословие, распущенность, притеснение мирных жителей и так далее. 4. Нарушающие обет и правила подвергаются, кроме обычных дисциплинарных взысканий, исключению из дружин, а в особых случаях и отлучения от Церкви… 5. Каждая дружина… будучи воинской частью, есть в то же время и религиозное братство, имеющее своего Небесного покровителя… и… братский устав. 6. Все дружинники именуются братьями. Примечание 1. При обращении солдата к офицерам допустимо слово «брат» присоединять к чину, например, «брат поручик». 7. При соблюдении всей строгости воинской дисциплины между командным составом и солдатами дружины… устанавливается на время похода полное равенство в пище, удобстве, средствах передвижения и т. д.»

Дружинников в случае их малой численности запрещалось разобщать, распределяя их по другим подразделениям. Зато разрешалось включать в состав дружин всех лиц христианского вероисповедания (католиков, протестантов, харизматов).

Интересна присяга, которую давали дружинники Святого Креста. В ней нет слов о верности России, правительству или своим командирам, зато даётся обет исключить из лексикона так, увы, распространённую в нашей армии матерную брань: «…обязуюсь и клянусь перед Святым Крестом и Евангелием быть верным Господу Христу, Святой Церкви и друг другу, быть трезвым, честным, совершенно не произносить бранных слов, не быть жестоким с врагом, а к своим всей душой браторасположенным. Аминь». Эта присяга являет собой уникальный образец христианского подхода к ведению боевых действий.

Положением допускалось формирование при дружинах отрядов воинов нехристианских религиозных конфессий, придерживающихся принципов единобожия, в первую очередь, мусульман. Так, 7 сентября 1919 года во всех мечетях Омска, Иркутска и Ново-Николаевска был объявлен Газават против большевиков. Несмотря на имевшиеся проблемы и попытки раздробить мусульман-добровольцев по национальному признаку, их удалось преодолеть. В результате было сформировано несколько отдельных мусульманских Дружин Зелёного Знамени. Для них была составлена своя присяга.

Предпочтя смерть позору жизни

В условиях надвигающейся обречённости, накопившейся моральной и психологической усталости воинов Белой армии, к тому же при начавшемся перманентном (с осени 1919 года) отступлении, всё труднее было комплектовать редеющие части. И именно дружинники, многие из которых хотя и не имели боевого опыта, но обладали важными для настоящего солдата качествами – стойкостью и готовностью умереть, стали цементирующим основанием для частей Сибирской армии. 

Так, командир 3-го Барнаульского стрелкового полка полковник Александр Камбалин вспоминал, что при отступлении из Барнаула личный состав одного из батальонов, набранный из местных новобранцев, проявил колебания, не желая оставлять родные края, и был в итоге распущен. Заменили отказников алтайские добровольцы-крестоносцы, или, как они сами себя называли, «крестовики», показавшие себя в последующих боях очень хорошо.
 
Среди уральских казаков ходили легенды о крестоносце, старом казаке Мокии Кабаеве: и пули его не берут, и сам он одним своим видом обращает в бегство красных. 

…Шли бои за Уральск – главный город уральских казаков. Красные напирали, среди казаков началась лёгкая паника: неужели сдадим город? И вот в разгар боя за посёлок Красный, пригород казачьей столицы, появился Кабаев, что сразу воодушевило защитников. Не спеша, под огнём объезжая на лошади полки, он благословлял всех висевшим на груди массивным крестом, читая при этом молитвы. Некоторым он говорил:
– Не бойтесь, станичники, не бойтесь, детки. Ничего он вам не сделает. Снаряды его рваться не будут и не собьют вас. А завтра мы погоним его.

Ободрились казаки и, перегруппировавшись, утром перешли в контрнаступление, отбросив красных от посёлка. Особенно поразило всех, что выпущенные красной артиллерией снаряды перелетали через их головы, разрываясь далеко в степи.

Последнее слово

Можно с уверенностью сказать, что боевые формирования дружинников-крестовиков были одними из наиболее стойких частей Русской армии. Показать свои реальные боевые возможности им помешали, на наш взгляд, два фактора: слишком поздно было объявлено о формировании подобных частей; а также недостаточное количество добровольцев.

Впрочем, помутнение рассудка, ослабление воли и религиозных чувств в русском народе и дали те скупые всходы брошенного когда-то в землю семени истинной веры. Пришло время жатвы, а побеги или выжгло солнце, или затоптали люди, либо оно заглохло в тернии (Мф. 13).

Последний указ от 17 октября 1922 года, изданный Михаилом Константиновичем Дитерихсом как главой Приамурского земского края, гласил:

«Силы Земской Приамурской Рати сломлены… без пополнения, без патронов решили участь Приамурского земского края. Скоро его уже не станет. Оно как тело умрёт. Но только как тело.

В духовном отношении, в значении ярко вспыхнувшей в пределах его русской нравственно-религиозной идеологии он никогда не умрёт в истории возрождения великой Святой Руси.

Семя брошено. Оно сейчас упало ещё на мало подготовленную почву; но грядущая буря ужасов коммунистической власти разнесёт это семя по широкой ниве земли русской и при помощи безграничной милости Божией принесёт свои плодотворные результаты.
Я лично верю, что Россия вновь возродится в Россию Христа, Россию помазанника Божия… Теперь мы все были недостойны ещё этой милости Всевышнего Творца».

Роман Алексеевич АЛЕКСЕЕВ