28 АПРЕЛЯ – Светлое Христово Воскресение. Пасха
Бог чудесно создал человека и ещё более чудесно спас его. Какое несчастье смерть, если нет другой жизни! И какая надежда блаженной вечной жизни после смерти, оттого что Христос воистину воскрес из мертвых! Христос воистину воскрес из мертвых в прославленном теле – не отдельно от всех людей, но будучи первенцем из мертвых (Кол. 1, 18). И апостол Павел уточняет: «Первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всём первенство». Он – первый колос всей жатвы, которой Он принадлежит. Он – первый воскрес из мертвых, то есть из безчисленного множества других умерших. Всё человечество последует за Первенцем.
Он – Начальник нового человеческого рода, способного воскреснуть Им. Подобает из-за греха всем людям пройти через смерть, как Адаму, но «во Христе все оживут» (1 Кор. 15, 22). Потому мы должны умереть со Христом для греха, чтобы жить с Ним. Уже на Голгофе всё «совершилось». Совершилось спасение, когда Христос Царь предал Своему Отцу царскую власть, которую Он осуществлял на земле как Мессия. «В устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом» (Еф. 1, 10). Апокалипсис открывает этот Царский Престол, где Отец и Сын и Дух Святой будут царствовать в вечном мире: «Ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их» (Откр. 7, 17). Зло будет решительно побеждено Мессией, как возвещает 109 псалом: «Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих».
Смерть будет истреблена, попран этот главный и последний враг. Смерть, которую грехом Адама диавол ввёл в род человеческий. Последнее деяние Спасителя мира – спасение от смерти. Смерти больше не будет. «Все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Еф. 1, 22–23). Мы думаем о воскресшем Христе, посылающем Своих учеников на проповедь: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф. 28, 18). Всё совершив, Сын Божий приносит Отцу как трофей победы завершившееся Царство Креста на земле. И Бог будет «всяческая во всем».
Всеобщее воскресение – в последний день, а пока – переход. Вся тайна Христа – тайна воскресения, но именно потому она также и тайна смерти. Никакая любовь не сможет осуществить себя без любви благодатной. Надо потерять себя, чтобы обрести себя. Это относится ко всему человечеству и к каждому человеку. Таков закон исхода, закон перехода в вечную жизнь. Если никто не может избежать принадлежности человечеству, всё человечество должно умереть для себя в каждом из своих членов, чтобы жить преображённым в Боге.
Не для себя мы живём, не для собственного только спасения. Ибо наше спасение заключается в полноте приобщения распятому и воскресшему Христу. Этот воскресший Христос – Альфа и Омега, ключ человеческой истории и свет народов, – Тот же Самый, Кто был распят на Кресте. Благодаря Его совершенной верности Небесному Отцу и человеческому роду, Его безграничной и безоглядной любви, путь Креста стал путём славы. Впереди шествует любовь, и потому Крест и Воскресение не существуют друг без друга. Крест – уже престол славы, терновый венец – венец нового Царя и одежда поругания – Его царская диадема. Весь наш земной путь сосредоточен в этой пасхальной тайне, которая по дару Христа есть переход человека к Богу и Бога к человеку.
Протоиерей Александр Шаргунов