В залах Союза архитекторов России в Гранатном переулке недавно прошла выставка работ архитектора и художника Татьяны Львовны Городской. Труды и дни талантливого человека и созидателя оборвались в 2013 году, но её работы – маяки, которых необходимо держаться, чтобы не потеряться в новой реальности.
«В моей жизни общение с Татьяной Львовной Городской – одна из тех страниц, на которых запечатлеваются самые главные в мировоззренческом плане, поворотные моменты человеческой жизни», – писал архимандрит Ианнуарий (Недачин), благочинный Соловецкого монастыря. В 90-е годы он, тогда ещё студент, не имевший опоры в вере, но мучительно искавший её, нашёл духовную поддержку в семье Городских. Лишь войдя в их круг, он понял, что настоящая интеллигенция религиозна, и эта встреча изменила его мир и судьбу.
Городские жили в Москве на Арбате с 1929 года. Отец, Лев Александрович, уроженец Смоленска, был личностью примечательной, из числа тех, кого в России называют «самородками». С 1949 года главные газеты страны – «Правда», «Известия», «Комсомольская правда» – выходили в печать с заголовками, разработанными художником-графиком Львом Городским. Хранительница дома, мама, Екатерина Ипполитовна, когда-то танцевала в балетной студии Смоленского театра, но жизнь посвятила семье, двум дочерям – Тане и младшей, Маше. В маленькой комнатке на Арбате текла мирная, умная жизнь дружной московской семьи.
Дедушка Александр Дмитриевич Городский, инженер путей сообщения, оставил свои заметки о паломничестве в Оптину пустынь, куда отправился в 1879 году со своим дедом, сельским священником о. Михаилом Грибоедовым (да, да, из «тех самых»).
Самое важное событие – встреча со святым старцем Амвросием – навсегда осталась в памяти: проникновенные глаза, рука, возложенная на его голову, и слова «Надо молиться Богу».
Стройно и торжественно выстраивался мир девочек семьи Городских. Татьяна успешно закончила знаменитый МАРХИ, много ездила: раскопки в Новгороде, обмеры памятников в Ленинграде и Подмосковье, Закарпатье, Костроме, Прибалтике, Пскове. Каждый отпуск уезжала рисовать – страна была необъятной, гостеприимной, что сегодняшнему поколению молодых и представить невозможно. А переулки арбатского детства! Истинную красоту города надо искать в закоулках, в самых неожиданных перекрестьях, в двориках и переулочках. Всё это на проникновенных полотнах Татьяны, где глаз архитектора выверял детали, а душа художника наполняла мир любовью и нежностью.
По следам её путешествий был снят фильм «Северные мотивы Татьяны Городской» – зарисовки потаённых уголков нашей страны, оставшихся – спасённых – на рисунках и картинах, благодаря самоотверженному труду юного московского архитектора. Город Кемь, где потрясли местные кладбища и могилы-домовины, с крышей, окошками и огромными резными крестами; Ферапонтов монастырь; 42-метровая деревянная Кондопогская церковь Успения 1774 года со столбами в виде языческих богинь-берегинь. Огромный удивительный мир, который никогда не открылся бы девочке с Арбата, если не движущая сила таланта и любви к своей земле.
Рядом кипела жизнь младшей сестры: Мария Городская, закончив хореографическое училище, много гастролировала. Всё изменила для семьи встреча с о. Всеволодом Шпиллером. Не вполне ещё осознанное стремление к вере раскрылось благодаря общению с выдающимся пастырем и проповедником, и жизнь сестёр слилась в одном течении – пути к Богу.
В Марии открылся дар иконописца, который поддержали о. Шпиллер и известный реставратор, иконописец, художник Ирина Васильевна Ватагина. Иконы Марии Городской находятся сегодня в Иоанно-Предтеченском монастыре на Солянке, в храме св. Николая в Кузнецах, церкви св. Николая в Кленниках, в Спасо-Преображенской церкви на Болвановке, в Оптиной пустыни, в Шамордино…
В 1989 году сёстры отправились в только что переданную церкви Оптину пустынь – помогать возрождению обители после долгих лет запустения. Архимандрит Евлогий (Смирнов) сказал тогда: «Если будет ваша добрая воля, помогите Шамордину, там сейчас самая “горячая точка”».
В Шамордино прошла самая значимая часть жизни сестёр Городских – более 10 лет. Они, конечно, помнили благословение старца Амвросия: «Надо молиться Богу». Ведь именно святой Оптинский старец и основал здесь Свято-Амвросиевскую Шамординскую пустынь. Два года Татьяна проектировала окна собора. Остались десятки тщательно выверенных чертежей – неподъёмный труд. Мария писала иконы для храма, помогала сестре. Как-то их работу увидел прибывший в Шамордино греческий схиархимандрит Тимофей Саккас и пригласил приехать на его родину. Разместили сестёр в пригороде Афин, в скромном пансионате, который назывался «Русский Дом» и на территории которого стоит храм, посвящённый Серафиму Саровскому.Его-то о. Тимофей и попросил расписать наших художниц. Времени было в обрез: вернуться в Шамордино следовало ровно через три месяца. Сроки для такой объёмной работы невозможные, но эскизы привели всех видевших в восхищение. На полученный гонорар сёстры смогли купить пять церковных облачений.
…За годы после ухода Татьяны Мария Городская организовала 14 выставок работ своей сестры. Каждая из них – летопись и исповедь, посильный вклад в духовный опыт своего поколения, в выживание православной цивилизации.
Елена Александровна КАЗЁННОВА