Александр Бобров - Море да вечная слава

 

8 апреля 1944 года, 75 лет назад, началась операция по освобождению КРЫМА

 

Освобождение города-героя Севастополя и полуострова Крым от немецко-фашистских захватчиков депутаты Госдумы предложили внести в российский перечень дней воинской славы и памятных дат. Напомним, что ранее Президент РФ Владимир Путин подписал закон, согласно которому 19 апреля отмечается теперь как День принятия Крыма, Тамани и Кубани в состав Российской империи (1783 г.).

Сама Крымская операция проводилась с 8 апреля по 12 мая 1944 года силами 4-го Украинского фронта и Отдельной Приморской армии во взаимодействии с Черноморским флотом и Азовской военной флотилией. Даже будучи заблокированной на полуострове, 17-я армия гитлеровцев сохраняла внушительные силы. К апрелю 1944-го в её состав входило пять дивизий немцев и семь – румын (суммарно порядка двухсот тысяч человек). В их распоряжении находились 3,6 тысячи орудий и миномётов, более двух сотен танков и штурмовых орудий, а также полторы сотни единиц авиации.

Требовалось время, чтобы активно развернулись боевые действия от Херсона до Одессы. Координировал Крымскую наступательную операцию начальник Генштаба Красной армии Александр Михайлович Василевский. Советское командование создало значительный перевес в численности войск (примерно 400 тысяч человек), наличии орудий и миномётов (около 6 тысяч единиц), танках и самоходках (559 единиц), самолётах (1,25 тысячи единиц). Непосредственному удару наших войск предшествовала пятидневная артподготовка, а 8 апреля 1944 года началось массированное наступление при активной поддержке авиации.

Получилось быстро овладеть городом Армянском, а после выхода красноармейцев в районе Перекопа фашисты начали отступление. Были освобождены Джанкой и Керчь. И уже в середине апреля советские части вплотную приблизились к Севастополю. Оккупировав героический город на 22 месяца, гитлеровцы мстили населению (повешено, сожжено, расстреляно, утоплено в море 27 тысяч, угнано в Германию 45 тысяч человек). Мстили руинам и самому имени города, переименовав его в Theoderichshafen (гавань Теодориха). Но, даже установив жесточайший «новый порядок», они не могли чувствовать себя хозяевами на севастопольской земле. В городе действовала подпольная организация под руководством В.Д. Ревякина, а в окрестностях – Балаклавский и Севастопольский партизанские отряды.

Бои по освобождению Севастополя – заключительный этап Крымской наступательной операции, проведённой войсками 4-го Украинского фронта под командованием генерала армии Ф.И. Толбухина и Черноморским флотом. Начав наступление 8 апреля 1944 г., соединения фронта за 7 дней освободили почти весь Крым, выйдя к Севастопольскому укрепрайону. С 16 по 25 апреля, почти ежедневно переходя в атаку, советские войска овладели Балаклавой и пригородами Севастополя. Взять город сходу не удалось. Было принято решение о более тщательной подготовке к наступлению. К 4 мая она была завершена.

К исходу 9 мая 1944 г., ровно за год до общей победы над фашизмом, Севастополь был очищен от врага. 12 мая 1944 г. был взят последний рубеж обороны противника на мысе Херсонес. Безвозвратные потери 17-й немецкой армии в апреле–мае 1944 г. составили 33,7 тысяч солдат и офицеров. Войска 4-го Украинского фронта и части Черноморского флота за это же время потеряли убитыми 17,5 тысяч человек. Крымская наступательная операция стала первой в истории войны крупной операцией, когда потери наших войск были намного меньше, чем потери противника.

От Севастополя осталось всего 7 зданий под крышами, от довоенного населения в 112 тысяч – чуть более 2 тысяч человек. 

Герой Советского Союза лётчик М.В. Авдеев в мае 1944 года с горечью писал: «Севастополя нет. Есть место, на котором стоял город. От горизонта до горизонта горы и холмы дымящихся руин».

Киевский прозаик Александр Сизоненко выпустил книгу с вызывающим названием – «Советский солдат»: «В штормовую ночь морская пехота преодолела бурное море, когда, кажется, ни одно судно не могло покинуть гавани, и осуществило дерзновенный морской десант, захватив Керчь, Феодосию и всё пустынное побережье между ними. И генерал Манштейн, разбуженный среди ночи, помчался через весь Крым, скованный гололедицей, спасать положение на Керченском полуострове.

Доехал он только до Семи Колодезей, где удалось закрепиться выбитыми с побережья дивизиям, и тут же, допросив командира 46-й дивизии, которая оставила Керчь, приказал его расстрелять. Генерал стоял перед Манштейном, постаревший за одну ночь так, что его едва можно было узнать, и умолял в присутствии своих подчинённых:
– Господин генерал, не расстреливайте меня!
– Где вы были, когда они высаживались? – крикнул на него Манштейн, топая ногой. – Почему не сбросили в море?
– Во время такого шторма десант невозможен, – оправдывался генерал. – Вы же меня знаете… Мы же вместе учились в академии…
Манштейн махнул перчаткой своей охране и отвернулся от бывшего однокашника. За дорожной сторожкой коротко и резко щёлкнул выстрел».

Самое поразительное, что 2 января в только что освобождённой Керчи была открыта городская библиотека! Разве можно победить такой народ фашистам или бандеровцам?

Александр Александрович БОБРОВ