Пётр Михайлов,Горан Величкович - Вредные сербы

В нескольких километрах от Приштины есть городок Косово Поле. Понятно по названию, что находится он рядом с историческим и духовным центром края – тем самым полем, где святой князь Лазарь вместе с соратниками сделал тяжёлый, но светлый и спасительный выбор: лучше погибнуть за Христа и жить с Ним в вечности, чем спасти жизнь сейчас и потом вечно стыдиться. 

Потерпев в земной битве поражение из-за предательства, косовские мученики победили в битве духовной. Помнят ли об этом их потомки? Как они живут в Косово? Да и можно ли назвать это жизнью? Оказывается, как показывает собственным примером отец Никола Драгичевич, настоятель храма во имя святой великомученицы Екатерины в Косовом Поле, не просто можно – настоящая-то жизнь только так и начинается, если ты ставишь Христа во главу своего существования. Об этом наш с ним разговор сегодня.

– Отец Никола, большой ли приход храма святой великомученицы Екатерины? Скольких прихожан он объединяет? Где они живут?

– Нас сейчас пятьдесят человек, я имею в виду постоянных прихожан, тех, кто часто приходят на службы в храм. Живут они в четырёх сербских деревнях рядом с Приштиной: Косово Поле, Кузьмин, Угляре и Батусе.

– Как часто совершаются богослужения в храме?

– По воскресным дням и великим праздникам. Ежедневно совершать литургию пока (надеюсь – пока!) затруднительно. 

– Не понаслышке знаю, что сербы не чувствуют себя на своей духовной родине, в Косово и Метохии, в безопасности. Количество сербских семей здесь, судя по статистике даже относительно мирных лет, резко сокращается. Часты и т. н. бытовые провокации – сам видел, когда был в Косовском Поморавье. А как дело обстоит в центральной части Косово? Могут ли православные спокойно прийти на службу в свой храм?

– Сложный вопрос. Прежде всего, сербы приходят в храм с верой в Бога – это и есть, наверное, главное условие безопасного передвижения. Существенных трудностей для человека, желающего приехать в нашу церковь, сейчас нет – транспорт работает неплохо. Другое дело, что ты едешь или идёшь в храм из села, которое обнесено колючей проволокой. Вот это чувство выхода из анклава, преодоления «колючки», оно, знаете, хоть и сильное, но не из самых радостных, уверяю. Чувствуешь себя узником, живя в таких условиях. Впрочем, мы привыкли. Вера – главное в нашем деле.

«Нечеловеческие силы – молиться кротко за врагов»

– Приходят только сербы или албанцы тоже? Слыхал о таких случаях в Косово: в обители, пусть тайком, но приходят и албанцы, становятся православными.

– Это в монастырях Метохии. Да, есть такие радостные случаи, заставляющие надеяться на сохранение православного сердца Косово и Метохии. Здесь же, в обычном храме рядом с Приштиной, где все на виду, пока такого не было. Но это не значит, что мы не молимся о наших соседях, о просвещении их светом Христовой веры.

– Какова сегодня главная проблема для православных в Косово и Метохии?

– Жизнь за колючей проволокой, ощущение того, будто ты в тюрьме – это, наверное, главное. Ну, и то, что со всем этим связано, – невозможность свободно передвигаться по Косово и окрестностям, свободно говорить на родном языке в родном крае, а также нападения на сербов в отдалённых и старых деревнях, провокации. «Весёлая» у нас жизнь, если честно. С другой стороны, здесь лучше чувствуешь присутствие Бога, чем в тепличных условиях. Того стоит. А то Бога мы забываем часто – вот и приходится Ему напоминать о Себе, пусть и такими малоприятными для забывчивого православного средствами. Вы-то, русские, это хорошо знаете: вам весь ХХ век Бог о Себе напоминал. Столько мучеников и исповедников дала нам Русская Церковь, начиная со святого царя Николая!

Чего здесь нет, так это скуки

Всё-таки, батюшка, почему вы согласились с семьёй жить и служить в Косово и Метохии, если можно было более-менее спокойно жить в «большой Сербии»? Тамошние реалии уж точно больше способствуют, извините за выражение, «комфортной жизни».

– А мы не за «комфортом» сюда приехали. Нам Христос нужен. Мой отец, он тоже священник, служил в Великой Хоче, это наш анклав на юге Метохии, в течение 50 лет, так что священство у нас в крови. И я пошёл по его стопам: закончил богословскую семинарию в Призрене. Наверное, настолько впитал в себя тот «призренский дух», что без Косово и Метохии мне невозможно представить свою жизнь. Так что я всё ещё служу в Косово, куда привёз свою жену и детей 13 лет назад. Несмотря на все трудности, ни слова ропота я не слышал – вот какая хорошая у меня матушка! Зорица её зовут, прошу молитв о ней и детях – Филиппе и Анне.

– Есть ли у ваших детей возможность получить в Косово хорошее школьное образование?

– Образование здесь сейчас очень плохое: преподавание слабое, внеклассных занятий для детей не существует. С Божьей помощью мы привыкли жить и работать в трудных условиях. Много занимаемся дома: читаем, делаем уроки и т. д. Не скучно ничуть.

Храм, где вы служите, находится в Косовом Поле. Место историческое, трагическое и святое. Чувствуется, что оно особое?

– Разумеется. Тут не только головой, но и духом, и даже физически ощущаешь мученический подвиг героев Косовской битвы, чувствуешь молитвы и заступничество святого князя Лазаря, для которого духовная свобода стала важнее телесного рабства, к чему, я уверен, он призывает сербский народ и сегодня. Свобода с Христом сильнее любого земного рабства.

– Есть ли при храме воскресная школа? Дети приходят на службы?

– В нашем храме пока нет, но в сербских школах Косово, в Призренской церкви проводятся занятия по «Веронау-ке», так это у нас называется.

Когда можно забыть про Косово…

– Можно ли сказать, что для сербов, которые живут в Косово несмотря ни на что, храм – это родной дом?

– Можно так сказать. Потому что именно Церковь сохранила людей, общины, чтобы выжить и остаться в Косово. Сербы объединены здесь вокруг храмов – если объединяться вокруг чего-то или кого-то другого, а не вокруг Христа, ничего не получится. Как только мы ставим на место Бога что-то другое – политику, экономику, деньги, ещё что-нибудь, – всё: можно забыть про сербское Косово. Не то нам завещал святой князь Лазарь.

– Приезжают ли паломники в Екатерининскую церковь?

– Сюда – очень мало. Но большой поток паломников из Сербии, других стран, и не только православных, мы видим в древние монастыри и церкви: в Печский монастырь, Высокие Дечаны, Грачаницу (это совсем рядом), Драганац и другие.
…и почему Косово не забывается

– Как протекает обычный день обычного православного священника в Косово и Метохии?

– Как у обычного православного священника: служение в храме, поездки по сёлам и деревням, входящим в нашу общину, беседы с прихожанами, духовное окормление – это еже-дневно. Если звонят: «Батюшка, ты бы приехал на пару часов – тут кое-что обсудить надо», – срываюсь и еду. Это логично, я думаю: людям нужен священник, который живёт их заботами, может разделить их боль и радость. Кстати, радости у нас хватает – не думайте, что кругом здесь сплошной мрак! Вот и пытаюсь быть таким священником. Что ещё… Привычные дела настоятеля: там стену церкви почистить, тут подмести, с запасом дров разобраться, за коммуналку заплатить, кусты высадить, цветы полить, с детьми дома позаниматься – всё знакомо, в общем.

– Пожелаете ли что-нибудь православным братьям с севера?

– Пусть приезжают! И как можно больше! Вы увидите, что Косово и Метохия – это не только, даже не столько география или геополитика, а наша духовная родина: здесь Христос и правда ближе. Здесь, в сербском Иерусалиме, вас ждут братья и сёстры по вере и крови. Мы понимаем друг друга без переводчика. Кстати, правда, что «вредан» по-русски – «прилежный, трудолюбивый»?

Ага. Вы, сербы, очень «вредные» люди, если брать ваше стремление хранить Православие на Косово. Привет, поклон семье, отец Никола. Надеюсь на ваши молитвы и встречу. Спаси Бог!

– Ах, вот откуда это знаменитое «спасибо»! Учту. Божьего благословения всей братской России. Добро пожаловать к нам и нашей семье. Жду вас для молитвы в нашем храме.

Беседовали Пётр Михайлович МИХАЙЛОВ
и Горан ВЕЛИЧКОВИЧ